Назад   4 декабря 1995 года

г.Анадырь

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Суда Чукотского автономного округа

Председательствующего Пономаренко Г.А.
и народных заседателей Горбачевой Л.Е. и Гордиенко Р.И.
с участием прокурора ' Пономаревой Г.Г.
при секретаре Коротковой К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Анадыре

"4" декабря 1995 .г.

дело по жалобе Ледовского Д.А., Развожжаева В.Н., Риги И,Г., Филатова В,И., Эттырынтыной М.И. о признании незаконным проведение выборов в населенных пунктах Чукотского автономного округа, имеющих юридический статус сел и поселков; об определении равных условий участия в предвыборной компании зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы Российской Федерации и оценке допущенных перегибов, 

установил:

03.12.95 г. Ледовской Д.А., Развожжаев В.Н., Рига И.Г., Филатов В.И., Эттырынтына М.И. обратились в Суд Чукотского автономного округа с жалобой, в которой указали следующее:

2 декабря 1995 г. в ряде населенных пунктов Чукотки, а их перечень даже не опубликован в печати, начались досрочные выборы в Государственную Думу РФ, о чем им, как кандидатам, официально сообщили 2 декабря 1995 г.

Они, как кандидаты придерживающиеся разных политических взглядов и убеждений, считают такое решение нарушением как их прав, так и прав избирателей.

В норме Закона (ст.58) о возможности досрочного голосования нет даже намека, что под действие этой статьи подпадают целые населенные пункты, имеющие юридический статус сел и поселков. Ссылки на неблагоприятные погодные условия декабря 1993 г. Являются неосновательными.

Согласно графику, утвержденному избиркомом и опубликованному в газете, предвыборные выступления кандидатов в депутаты будут продолжаться до 15 декабря 1995 г. включительно. Это же относится и к газете. Иными словами, избирателей многих населенных пунктов заставляют проголосовать, не дав им возможности ознакомиться с программами всех депутатов.

Спешка окружной избирательной комиссии становится понятной, если учесть, что кандидаты в депутаты по 223 одномандатному избирательному округу и кандидаты по Федеральным округам поставлены в неравные условия при полнейшем самоустранении всех избирательных комиссий (участковых, районных и окружной) от оценки фактов нарушений закона о выборах.

В качестве примера они могут привести то обстоятельство, что во многих населенных пунктах вывешена масса наглядной агитации в пользу Т.Г.Нестеренко, разной по формату и содержанию, дорогостоящей по исполнению и анонимной по происхождению. Плакаты и листовки вывешены в помещениях от детских садов до официальных учреждений. 0ни, как кандидаты сталкивались и с другими формами дискриминации в интересах угодного властям одного кандидата.

Просят признать незаконным проведение досрочных выборов в населенных пунктах , имеющих юридический статус сел и поселков, до завершения пропагандистской компании кандидатами. Просят равных условий согласно Закону о выборах и Конституции Российской Федерации и оценки уже допущенных перегибов.

Заявитель Филатов В.И. в судебное заседание не явился в связи с выездом за пределы Чукотского автономного округа. Представитель Филатова В.И. в судебное заседание также не явился.

Заявители Ледовской Д.А. и Развожжаев В.Н. требование о и признании незаконным проведение досрочных выборов в населенных пунктах, имеющих юридический статус сел и поселков, до завершения пропагандистской компании кандидатами поддержали, мотивируя их доводами аналогичными изложенным в жалобе. От требований об обеспечении судом равных условий и оценке уже допущенных перегибов отказались.

Представитель заявителя Эттырынтыной М.И. – Зайцева З.И. в судебном заседании поддержала требования о признании незаконным проведение досрочных выборов в населенных пунктах, имеющих юридический статус сел и поселков, до завершения пропагандистской кампании кандидатами и требование об обеспечении равных условий, мотивировала их также доводами, аналогичными, изложенным в заявлении.

От требований об оценке уже допущенных перегибов отказалась.

Заявитель Рига И.Г. в судебном заседании все заявленные требования поддержал в полном объеме, также мотивируя их доводами, аналогичными приведенными в заявлении и дополнительно пояснил следующее: весь ход предвыборной кампании свидетельствует о том, что усилия органов государственной власти и управления направлены на поддержку только одного кандидата в депутаты - Нестеренко Т.Г. В отношении же остальных кандидатов отсутствуют даже элементарные признаки уважения. Примером тому может служить обжалуемое постановление от 3 ноября 1995 года о проведении досрочных выборов. Приняв такое постановление без обсуждения с кандидатами в депутаты, комиссия за истекший месяц даже не ознакомила их с этим постановлением и опубликовала лишь ссылку на него только 2.12.95 г., т.е. за день фактического начала проведения досрочных выборов, полный же текст постановления остался неопубликованным.

При этом комиссия не могла не знать требования ст.58 Закона РФ «О выборах» в той их части, что избиратели должны быть оповещены о времени и месте голосования не позднее, чем за 20 дней до дня его проведения.

Кроме того, комиссия проигнорировала его же самой составленный график проведения кандидатами в депутаты предвыборных теле и радиовыступлений, т.е. проведения ими своей предвыборной агитации , которая должна быть окончена не позднее, чем за день до фактического начала выборов.

Выступления большинства кандидатов в теле и радиоэфире назначены согласно этому графику в период с 4 по 15 декабря включительно, т.е. фактически уже после начала голосования (досрочного) со второго декабря.

Тем самым комиссия ущемила как интересы кандидатов, лишенных возможности донести свои программы до избирателей, так и избирателей не ознакомившихся до голосования с программами кандидатов.

Несмотря на то, что еще 1 декабря 1995 г. комиссия была уведомлена кандидатами в депутаты о распространении в населенных пунктах Чукотки агитационных плакатов Нестеренко Т.Г. не имеющих информации о том, кто ответственен за их выпуск, т.е. по сути – анонимных, ею не приняты до настоящего времени меры к пресечению незаконных действий Нестеренко Т.Г. по распространению анонимных плакатов. Поэтому он считает, что суд обязан обеспечить всем кандидатам в депутаты равные условия для проведения предвыборной кампании и дать оценку допущенным нарушениям.

Решения комиссии о проведении досрочных выборов просит признать незаконными.

Председатель избирательной комиссии Чукотского автономного округа Никитин Е.А. ни одно из заявленных требований не признал. Он пояснил следующее:

Комиссия в своей деятельности руководствуется Законам РФ выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания", Федеральным Законом "'Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации комиссия не руководствуется, поскольку этот Закон является основополагающим для всех избирательных законов.

Комиссия была вынуждена принять решения о досрочном голосовании по следующим причинам:

- опыт 1993 г. когда в связи с плохими погодными условиями не смог вовремя отчитаться перед Центризбиркомом;

-территориальная удаленность перечисленных населенных пунктов, отсутствие устойчивой связи и транспортного сообщения, что вновь может повлиять на своевременность представления округом сведений в центральную избирательную комиссию.

Согласно ст.65 Закона РФ "О выборах..." комиссия обязана опубликовать данные протоколов №1 и №2 всех территориальных и участковых комиссий, не позднее чем через месяц со дня выборов, где необходимы те сведения, принятые не по телефону, а оригиналы документов. Этой же статьей установлен аналогичный срок и для ЦИК. Следовательно, возможна угроза нарушения установленного законом срока.

Статья (61 абз.23) содержит требования о незамедлительном направлении первых экземпляров протокола сводной таблицы в ЦИК. Таблица же составляется на основании первых экземпляров протоколов нижестоящих комиссий.

Досрочное голосование (со 2-го по 17-е декабря) не обязывает каждого избирателя проголосовать именно второго или пятого числа. Они сами решат когда им это сделать. Но определившие свою позицию имеют эту возможность наравне с теми, кто будет отсутствовать в день голосования. Решение комиссии не носит обязательного характера. И эти действия будут проведены с соблюдением требований ст. 58 (создание надлежащих условий, тайна голосования и: т.д.).

Считает, что комиссия в силу своих полномочий имела право принять такое решение; т.к. из каждого правила есть исключения, продиктованные жизнью.

Если законодатель в ст.12 Закона выделил труднодоступные и отдаленные участки, то это следует рассматривать гак возможность не нарушать Закон в той части, где установлены сроки.

Что касается предвыборных выступлений кандидатов, то думающий избиратель пойдет голосовать после получения исчерпывающей информации. Поэтому комиссия не считает, что кандидаты поставлены в неравные условия. Все, что положено по закону они получили равной мере. В случае, если кандидаты располагают собственными или иными законными средствами, комиссия запретить использовать их не может. Процесс состязательности кандидатов заключается в собственной активности и в их возможностях.

Ст. 50 Закона содержит порядок распространения агитационных печатных материалов, в том числе регламентирует и действия комиссии в случае нарушения этого порядка. До распространения агитационных материалов цензуру они не проходят. В случае поступления каких-либо заявлений, комиссия по ним работает. До пятницы (1 декабря) информации о плакатах Нестеренко в комиссию не поступало.

По факту агитационного плаката Нестеренко комиссия после пятницы приступила к проверке источника финансирования этой работы.

Складывается впечатление, что кандидаты либо сами не знают Закон, по которому избираются, либо сознательно выжидают, что бы в конце выборов отсеять кандидата - соперника.

Абз.4 ст. 50 не запрещает вывешивание плакатов и других законных материалов где-либо, кроме мест, оговоренных в абз.5 этой статьи. Но для этого необходимо получить согласие собственника помещения, где такие материалы предполагается вывесить. Это обстоятельство, что плакаты Нестеренко вывешены в каждом населенном пункте, говорит только о том, что ее помощники более активны.

Закон предусматривает ответственность за нарушения в ходе избирательной кампании и в случае избрания того или иного кандидата.

Вывод: в силу климатических условий и специфики региона в целом комиссия приняла постановления от 3 и 30 ноября 1995 г. о досрочном голосовании в пределах, определенных Законом. Претензии в несвоевременной публикации того или иного документа объясняются датой его принятия, возможностью редакции газеты «Крайний Север» опубликовать его, а также вынужденной задержкой до получения ответа от ЦИК о подтверждении дополнительного финансирования досрочного голосования.

По поводу соблюдения избирательных прав граждан полагает, что поскольку график выступлений кандидатов опубликован, каждый избиратель должен сам решить - когда ему идти голосовать, за кого голосовать и участвовать ли в голосовании вообще.

Каких-либо нарушений в своей деятельности комиссия не находит просит оставить ее решения в силе.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей жалобу подлежащей частичному удовлетворению лишь по требованию о признании незаконным решения о проведении досрочного голосования, судебная коллегия приходит к следующему:

В соответствии с ч.1 и 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Статьей 2 Закона РФ "0 выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 21 июня 1995 года установлено, что законодательство о выборах депутатов Государственной Думы составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон " Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», Федеральный Закон «0 выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и другие федеральные законы.

Как следует из материалов дела и пояснений заявителей в судебном заседании, поводом для обращения их в суд послужило несоблюдение избирательной комиссией Чукотского автономного округа ряда положений законодательства о выборах в период проведения подготовки к выборам 1995 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Несоблюдение комиссией требований закона в период проведения предвыборной кампании повлекло за собой нарушение их гражданских прав и свобод, которыми они наделены как кандидаты в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также нарушение избирательных прав граждан - жителей Чукотского автономного округа.

Принятием постановлений от 3 и 30 ноября 1995 г. о проведении досрочных выборов в ряде населенных пунктов Чукотского автономного округа нарушены их права на проведение предвыборной агитации и права избирателей округа на ознакомление с предвыборной программой каждого из кандидатов в депутаты.

В соответствии со ст. 239I ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с жалобой, если считает, что неправомерными действиями государственного органа, общественной организации или должностного лица нарушены его права или свободы. Возможность судебного обжалования нарушений избирательных прав граждан Российской Федерации закреплена также частью первой статьи 16 Закона-РФ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», частью шестой статьи 15 и частью первой статьи 16 Закона РФ «О выборах..».

Учитывая изложенное, обращение Ледовского Д.А., Развожжаева В.Н., Риги И.Г., Филатова В.И. и Эттырынтыной М.И. за защитой своих избирательных прав в судебный орган является правомерным.

Обсуждая правомерность заявленных требований в части нарушений закона при принятии решения о проведении досрочных выборов позицию представителя окружной избирательной комиссии Никитина Е.А. по ним, судебная коллегия принимает во внимание следующие обстоятельства:

глава III Закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан..." содержит 6 статей связанных с обеспечением избирательных прав граждан избирательными комиссиями, являющимися по существу основным организационным звеном в обеспечении свободных демократических выборов.

От того, насколько эффективно и открыто для общественности организована их работа, в значительной степени зависит объем реализации гражданами конституционного права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В законе оговорено, что полномочия и порядок деятельности комиссий устанавливаются федеральными законами при выборах на федеральном уровне.

Тем не менее, ряд принципиальных положений, касающихся деятельности комиссий нашел отражение и в статьях третьей главы Закона РФ «О гарантиях избирательных прав граждан..."

Следовательно, а также в соответствии со ст.2 Закона РФ «О выборах…», Закон «Об основных гарантиях ..." обязателен для исполнения избирательными комиссиями как в части, касающейся деятельности, так и в части обеспечения ими избирательных прав граждан, закрепленных этим же законом.

Поэтому судебная коллегия не может принять во внимание, как обоснованный, довод представителя окружной избирательной комиссии (далее ОИК) Никитина Е.И. о том, что ОИК в своей деятельности не руководствуется Законом РФ "Об основных гарантиях..." поскольку он является основополагающим для всех избирательных законов".

Оценивая соответствие требованиям действующего законодательства о выборах решений ОИК о проведении досрочных выборов в ряде регионов Чукотки (от 3 и 30 ноября 1995 года), судебная коллегия приходит к выводу, что при их издании и обнародовании (опубликовании) ОИК не были учтены, а следовательно - нарушены отдельные положения этого законодательства, регламентирующие предоставление и обеспечение гражданам их избирательных прав и свобод.

Такой вывод обосновывается следующими обстоятельствами:

Из пояснений Никитина Е. А. усматривается, что необходимость ведения досрочных выборов была обусловлена объективными причинами регионального характера, как то: неблагоприятные погодные условия, отдаленность и труднодоступность отдельных населенных пунктов и мест пребывания избирателей (по характеру работы), отсутствие устойчивой связи и транспортного сообщения и т.п.

Непринятие во внимание этих факторов, при подготовке проведения выборов 1993 г. повлекло за собой нарушение ОИК сроков предоставления сведений по итогам выборов в Центральную избирательную комиссию.

Во избежание подобных нарушений при подготовке выборов 1995 г. и были приняты решения (постановления ОИК от 3 и 30 ноября 1995г.) о проведении досрочных выборов. Это решение принято в пределах полномочий, предоставленных ОИК законом.

Данные пояснения Никитина Е.А. позволяют судебной коллегии констатировать, что необходимость организации проведения досрочных выборов в отдельных регионах Чукотки была изначально известна ОИК (опыт 1993 года). Следовательно, она обязана была организовать свою работу с Центризбиркомом и с территориальными участковыми избирательными комиссиями (согласование вопросов финансирования и проведения досрочных выборов) в такие сроки и так, чтобы полностью исключить возможность какого бы то ни было нарушения избирательных прав граждан как кандидатов в депутаты, так и избирателей.

Устанавливая конкретные сроки проведения тех или иных мероприятий, связанных с выборами, законодатель не внес каких-либо различий в их соблюдении, следовательно такие сроки должны неукоснительно соблюдаться и при проведении досрочных выборов с тем, чтобы обеспечить избирательные права граждан (как избирателей, так и кандидатов в депутаты) в равной мере и вне зависимости времени голосования.

Поэтому, не подвергая сомнению полномочия ОИК в принятии решения о проведении досрочных выборов, в том числе и в селах и в поселках, где организованы и действуют участковые избирательные комиссии, судебная коллегия находит, что организация досрочных выборов была произведена ОИК с нарушением ряда требований закона, регламентирующих сроки и порядок подготовки и проведения выборов.

Так в соответствии со ст. 14 Закона РФ "Об обеспечении гарантий избирательных прав...", деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто.

На заседаниях соответствующих избирательных комиссий вправе присутствовать кандидаты в депутаты и их доверенные лица.

Решения избирательных комиссий публикуются в печати и передаются в иные средства массовой информации в сроки, установленные соответствующими Федеральными законами.

В день голосования с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до подписания её членами протокола об итогах голосования; на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, направленные… кандидатами.

Из материалов дела усматривается, что решения о проведении досрочных выборов (в период со второго по семнадцатое декабря) приняты ОИК двумя постановлениями:

1. № 52 от 3 ноября 1995 г. (в труднодоступных населенных пунктах побережья "Северного Ледовитого океана (с. Биллингс, Ушаковское, Нутельпельмен, Нешкан, Инчоун, Энурмино, Уэлен, Ванкарем), п.Восточный, Золотогорье, на метеостанциях, в оленеводческих, рыболовецких, охотничьих бригадах, на фермерских хозяйствах, перевалбазах, лесоучастках, других коллективах, работающих в труднодоступных и отдаленных районах Чукотки).

Данное постановление, в нарушение ч.1 и 2 ст.14 Закона РФ «Об основных гарантиях..." ОИК обнародовано не было.

2. №67 от 30 ноября 1995 года (в труднодоступных населенных пунктах - селах Ламутское, Чуванское, Ваеги, поселке Полярный).

Постановление опубликовано в окружной газете "Крайний Север" №№265-266(607) от 2 декабря 1995 г.

Как следует из пояснений сторон и из приобщенной к материалам дела копии графика предоставления бесплатного эфирного времени кандидатам в депутаты на телевидении и на радио от 10.11.95г., данный график был разработан ОИК по согласованию со всеми зарегистрированными кандидатами в депутаты и опубликован в том же средстве массовой информации 18 ноября 1995 г, (№№253-254).

Следовательно, на момент его составления и публикации ОИК уже было принято первое постановление (от 3 ноября 1995 г.) О проведении досрочных выборов, оставшееся не доведенным до сведения как кандидатов в депутаты, так и избирателей.

Тем не менее, из графика следует, что таким кандидатам в депутаты; как Рига И.Г. (4 и 14 декабря), Етылин Б.М. (4 и 11 декабря), Ледовской Д.А.- (5 и 12 декабря), Развожжаев В.Н. (6, 8 и 14 декабря) и Филатов В.И. (4, 7 и 15 декабря), эфирное время на радио и телевидении было заведомо предоставлено в период после фактического начала досрочного голосования.

Второе постановление (от 30 ноября 1995 т.)) было опубликовано в день начала досрочного голосования - 2 декабря 1995 года.

Тем самым ОИК фактически также лишила перечисленных выше кандидатов в депутаты возможности проведения ими своей предвыборной агитации в ряде населенных пунктов, а избирателей - возможности своевременного ознакомления их с предвыборными программами этих кандидатов, поскольку в соответствии со ст.26 Закона РФ «Об основных гарантиях...» и ч.4 ст.45 Закона РФ "О выборах..." предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до выборов.

Кроме того, не доведя своевременно до сведения кандидатов в депутаты постановления от 3 и 30 ноября 1995 г. о назначении досрочных выборов ОИК, в нарушение ч.4 ст.14 3акона РФ "Об основных гарантиях..." и ч.ч. 7,12,13 и 16 ст.58 Закона РФ «О выборах...", лишила их возможности направить своих наблюдателей в места проведения досрочного голосования.

Учитывая все изложенные выше обстоятельства в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что постановления избирательной комиссии Чукотского автономного округа № 52 от 3 ноября 1995 и № 67 от 30 ноября 1995 г., принятые с нарушением упомянутых выше норм законодательства, регламентирующего условия, сроки и порядок подготовки к выборам депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, нарушили избирательные права заявителей, предоставленные им статьей 8 Закона РФ «О выборах...", в соответствии с которой государство обеспечивает гражданам Российской Федерации свободное проведение предвыборной агитации в соответствии с этим Федеральным Законом.

Что касается требований заявителя Риги И.Г. и представителя Эттырынтыной М.И. - Зайцевой З.И. об обеспечении судом равных условий проведения предвыборной агитации для всех кандидатов в депутаты, то суд не уполномочен решать этот вопрос, поскольку в соответствии с ч.1 ст.7 Федерального Закона "О выборах депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации» вопросы подготовки и проведения выборов отнесены к исключительной компетенции избирательных комиссий. Следовательно, данное требование удовлетворению не подлежит.

Вопрос об «оценке допущенных перегибов" (требование заявителя Риги И.Г.) не подлежит рассмотрению в настоящем судебном здании, поскольку судом отклонено ходатайство Риги И.Г. о дополнении заявленных требований требованием о проверке законности проведения предвыборной агитации кандидатом в депутаты Нестеренко Т.Г.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191 и 197 ГПК РФ, судебная коллегия,

РЕШИЛА:

Жалобу Ледовского Дмитрия Александровича, Развожжаева Василия Николаевича, Риги Игоря Григорьевича, Филатова Виктора Ивановича и Эттырынтыной М.И. на действия избирательной комиссии Чукотского автономного округа удовлетворить частично.

Постановления избирательной комиссии Чукотского автономного №52 от- 3 ноября 1995 года и №67 от 30 ноября 1995 года «О некоторых вопросах организации досрочного голосования в труднодоступных и отдаленных районах на территории Чукотского автономного округа" признать незаконными.

В удовлетворении остальной части жалобы отказать.

В соответствии с ч.1 ст.16 Федерального Закона " Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации данное решение является окончательным.

Председательствующий     Г.А. Пономаренко
Народные заседатели         Л.Е. Горбачева
                                                Р.И. Гордиенко