Назад   Дело №3-7/98 от 15 мая 1998 года

г.Анадырь

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Суд Чукотского автономного округа

В составе: 
председательствующего     судьи Прыговой Ю.Н.
и заседателей                        Фарафоновой Ф.В., 
                                                 Жариковой Н.Н.
с участием прокурора          Молчановой Н.М.
при секретаре                        Холостых Л.К.
Рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Анадыре Чукотского автономного округа
Дело по жалобе Риги Игоря Григорьевича, Плешкова Михаила Григорьевича на неправомерные действия Избирательной комиссии Чукотского автономного округа по выборам депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по Чукотского одномандатному избирательному округу № 223,

установил:

Кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Рига И.Г. и доверенное лицо кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Етылина В.М. - Плешков М.Г. обратились в суд в порядке ст.2391 ГПК РФ с жалобой на действия Избирательной комиссии Чукотского автономного округа по выборам депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по Чукотскому одномандатному избирательному округу № 223, в которой просят суд признать незаконным и недействительным с момента принятия Избирательной комиссией п.1.2. Постановления "О вопросах проведения досрочного голосования в энных и труднодоступных местностях Чукотского автономного округа №50 от 3.04.98 года.

Свое требование обосновали тем, что:

1. Постановление противоречит п.34 Календарного плана, опубликованного в газете "Крайний Север",

2. В ст. 58 Федерального Закона РФ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации № 90 от 21.06.95 года нет ни слова об отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, поэтому ссылка в обжалуемом Постановлении на указанную статью Федерального Закона несостоятельна;

3. Избирательная комиссия при проведении выборов депутата в Государственную Думу должна руководствоваться теми законодательными актами, по которым была сформирована Государственная Дума;

4. При подготовке к выборам в Государственную Думу в 1995 году Окружная избирательная комиссия принимала решение о досрочном голосовании в 13 населенных пунктах, что составляло немногим более 10% от всех населенных пунктов округа и оно было отменено решением суда, а в п. 1.2 Постановления № 50 от 3.04.98 года досрочное голосование определено в 30 населенных пунктах, что составляет половину от населенных пунктов округа;

5. Закон Чукотского автономного округа, о котором говорится в преамбуле Постановления, не может являться юридическим основанием, так как он противоречит ст.58 Федерального Закона № 90 от 21.06.95 Постановлению Центральной Избирательной комиссии о дополнительных выборах от 29.01.98 года.

Постановление № 50 от 3.04.98 года нарушает конституционные права, предусмотренные ст.32 к ст.55 Конституции Российской Федерации.

Умаление и ущемление прав, по мнению заявителей жалобы, кандидатов в депутаты и избирателей заключается в следующем.

Постановлением от 17.04.98 года окружная избирательная комиссия утвердила графики предоставления бесплатного и платного времени на и телевидении кандидатам в депутаты для проведения предвыборной агитации до 29 мая 19Э8 года, тем самым проигнорировала свое Постановление № 50 от 3.04.98 года о досрочном голосовании в половине населенных пунктах Чукотки с 16.05.98 года, т.е. комиссия нарушила их права на проведение планомерного изложения программ, как это предусмотрено Календарным планом, а избиратели не смогут в полной мере услышать выступления кандидатов до дня выборов в половине населенных пунктах округа. Кандидаты, оплатившие свои выступления после 16 мая 1998 года (100 млн. рублей) также будут лишены возможности воздействия на избирателей половины населенных пунктов.

И при назначенной Центральной избирательной комиссией дня голосования - 31 мая, фактически, обжалуемым Постановлением, окружной избирательной комиссией в половине населенных пунктах день голосования назначен на 15 мая, что грубо нарушает Федеральное законодательство, права кандидатов и избирателей.

В судебном заседании заявитель жалобы Рига И.Г. поддержал требования по жалобе по основаниям, изложенным в ней, кроме п.1 жалобы о том, что Постановление № 50 от 3.04.98 года противоречит п.34 Календарного плана, суду пояснил, что Федеральный Закон № 90 от 21.06.95 года разрешает проводить досрочное голосование в труднодоступных и отдаленных районах, но не в населенных пунктах, как это предусмотрено в п.1.2 Постановления Избирательной комиссии №50 от 3.04.98 года, что делает его предвыборную агитацию и других кандидатов после 16 мая 1998 года бессмысленной, так как проведение выборов в половине населенных пунктах назначено на 2 недели раньше, а проведение их предвыборных программ рассчитано до 29.05.98 года. Досрочные выборы нельзя проводить ни в одном населенном пункте. Если выборы будут проведены в них досрочно, то будут нарушены права избирателей. Избирательная комиссия превысила свои полномочия, расширительно толкуя ст.58 Федерального Закона № 90 от 21.06.95 года.

Заявитель жалобы Плешков М.Г. поддержал требования по жалобе, согласившись с доводами Риги И.Г..

Представитель Избирательной комиссии Чукотского автономного округа Саитгалина О.С. заявленную жалобу не признала по тем основаниям, что Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от .01.98 года № 138/994-11 "О назначении дополнительных выборов депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по Чукотскому одномандатному избирательному округу № 223, Чукотский автономный округ" дополнительные выборы депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по Чукотскому одномандатному избирательному округу № 223 определены на 31 мая 1998 года. Этим же Постановлением ЦИК утвержден Календарный план основных мероприятий по подготовке у, проведению выборов, который полным текстом был опубликован в газете "Крайний Север" от 6.02.98 года, а не в сокращенном варианте, как утверждают заявители в жалобе. На основе этого Календарного плана ЦИК Избирательная комиссия, используя свое право, предусмотренное ст.14 Закона ЧАО от 19.12.95 года № 15-03 "Об избирательной комиссии Чукотского автономного округа", приняла Постановление от 06.02.98 года №10 "О календарном плане мероприятий..." и одобрила собственный Календарный план мероприятий...", дополнительно ввела в него 10 пунктов, уточняющих этапы подготовки и проведения выборов в соответствии с требованиями ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" №90-ФЗ от 21.06.95 года.

Каждый кандидат в депутаты получил пакет документов, в том числе Постановление Окружной избирательной комиссии № 10 от 6.02.98 года с приложенным к нему рабочим Календарным планом, полностью согласованным с Календарным планом ЦИК.

В соответствии с ч.6 ст.58 ФЗ № 90 от 21.06.95 года "Окружные Избирательные комиссии вправе разрешить провести голосование избирателей досрочно, но не ранее, чем за 15 дней до дня выборов на судах, которые в день выборов будут находиться в плавании, а также на полярных станциях, в других отдаленных и труднодоступных районах».

В соответствии со ст.1 Закона ЧАО от 19.12.95 года № 15-03 "Об Избирательной комиссии Чукотского автономного округа" окружная избирательная комиссия должна руководствоваться, среди прочих, законами автономного округа.

С учетом этих требований и условий Избирательная комиссия округа приняла Постановление № 50 от 3.04.98 года "О вопросах проведения досрочного голосования в отдаленных и труднодоступных местностях Чукотского автономного округа", которым в п.1 разрешено территориальным и участковым избирательным комиссиям, исходя из местных условий, организовать проведение досрочного голосования избирателей в труднодоступных и отдаленных местностях. Пунктом 2 этого Постановления территориальным и участковым избирательным комиссиям поручалось в соответствии с ч.2 ст.58 ФЗ № 90 от 21.06.95 года своевременно произвести оповещение, т.е. не позднее, чем за 20 дней до проведения досрочного голосования, избирателей, кандидатов в депутаты, наблюдателей, окружную избирательную комиссию о месте, дате и времени организации досрочного голосования при проведении дополнительных выборов депутата Государственной Думы по Чукотскому одномандатному избирательному округу № 223. С учетом этого утверждение заявителей, что фактически по Постановлению окружной избирательной комиссии в половине населенных пунктов день голосования назначен на 16 мая 1998 года, является не соответствующим действительности.

Окружная избирательная комиссия считает, что Постановление № 50 от 3.04.98 года не противоречит Календарному плану, который утвержден ЦИК, отвечает полномочиям окружной избирательной комиссии, соответствует требованиям ст.58 ФЗ № 90 от 21.06.95 года, которая дает право окружной избирательной комиссии самостоятельно установить перечень отдаленных и труднодоступных местностей, поскольку не регламентирует его. Перечисленные в Постановлении труднодоступные населенные пункты, с учетом климатических условий Чукотки, существующей транспортной схемы, безусловно являются труднодоступными и не разрешение там досрочного голосования может повлечь за собой нарушение конституционных прав избирателей, предусмотренных ст.32 Конституции РФ, на участие в выборах.

Доводы заявителей о том, что "комиссия нарушила их права на проведение планомерного изложения предвыборных программ до 29.05.98 года» являются несостоятельными и несоизмеримыми с теми последствиями, которые могут наступить в случае непредоставления избирателям возможности участвовать в выборах. Разрешение на проведение досрочного голосования принято 3.04.98 года, т.е. за 2 недели до проведения жеребьевки по определению графика проведения предвыборной агитации в СМИ округа, таким образом, кандидаты в депутаты имели достаточное время для определения даты и направленности своей предвыборной агитации.

При принятии Постановления № 50 от 3.04.98 года окружная избирательная комиссия руководствовалась теми законодательными актами, по которым была сформирована Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.

Оспаривание правомочности законов округа предъявлено заявителями не по адресу.

Постановлением № 50 от 3.04.98 года разрешено проведение досрочного голосования в труднодоступных населенных пунктах, избиратели которых составляют 15% от общего количества избирателей округа. Кроме того, несмотря на разрешение досрочных выборов, территориальные и участковые избирательные комиссии не воспользовались предоставленным им правом проведения досрочного голосования в труднодоступных населенных пунктах, поэтому на территории округа выборы во всех населенных пунктах будут проводиться 31.05.98 года, как это и предусмотрено в Постановлении ЦИК, определившим дату выборов на 31.05.98 года.

С учетом этого, представитель Избиркома считает, что Постановление является законным и не нарушающим избирательные права, как кандидатов, так и избирателей округа, просит суд в удовлетворен и жалобы Риге И.Г. и Плешкову М.Г. отказать.

Представители Окружной избирательной комиссии Орлов В.Я., Смирнов В.Г. также не согласились с требованиями жалобы заявителей по основаниям, изложенным представителем окружной избирательной комиссии Саитгалиной О.С., просили суд отказать в удовлетворении жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы заявителей жалобы, представителей Окружной избирательной комиссии, выслушав заключение прокурора Молчановой Н.М., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, не находит законных оснований для удовлетворения жалобы по следующим причинам.

В соответствии с требованиями ст.1 Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы от 27.04.93 года № 4866-1 с изменениями и дополнениями, внесенными в него Федеральным Законом № 197-ФЗ от 14.12.95 года, каждый гражданин вправе обратиться в суд с жалобой, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений нарушены его права и свободы.

Согласно ст. 2 этого Закона к действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений..., которые могут обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в которых:

1. нарушены права и свободы гражданина,

2. созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

3. незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Таким образом, исходя из требований этого Закона, а также ст.31 90 от 21.06.95 года, суд и рассмотрел жалобу заявителей кандидата в депутаты в Государственную Думу Риги И.Г., доверенного кандидата в депутаты в Государственную Думу Етылина В.М. Плешкова М.Г., действующего по доверенности в интересах кандидата, на неправомерные действия Окружной избирательной комиссии.

Предметом рассмотрения по жалобе явилось Постановление Избирательной комиссии Чукотского автономного округа № 50 от 3.04.98 года «О вопросах проведения досрочного голосования в отдаленных и труднодоступных местностях Чукотского автономного округа", в частности, п.1.2. этого Постановления, которым, в соответствии с п.1 этого Постановления, разрешено территориальным и участковым избирательным комиссиям провести досрочное голосование избирателей по дополнительным выборам депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по Чукотскому одномандатному избирательному округу №223 с 16 мая по 31 мая 1993 года в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах Чукотского автономного округа и приведен перечень населенных пунктов по районам округа. По мнению заявителей пункт 1.2. Постановления окризбиркома принят в нарушение Закона и ущемляет избирательные права кандидатов в депутаты на предвыборную агитацию и права избирателей на получение полной информации о предвыборных программах кандидатов.

Обсуждая правомерность заявленных требований в части нарушения Закона Окружной избирательной комиссией при принятии Постановления № 50 от 3.04.98 года, его пункта 1.2, суд пришел к выводу, что и постановление и его пункт 1.2. приняты Избирательной окружной комиссией в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о выборах депутатов Государственной Думы v в пределах своих полномочий.

Так, согласно ч.1, ч. 4 ст. 12 Закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" № 90 21.06.95 года в труднодоступных и отдаленных районах местной администрацией могут образовываться избирательные участки по согласованию с соответствующей окружной избирательной комиссией не позднее, чем за 60 дней до дня выборов с учетом местных и иных условий в целях максимальных удобств для избирателей, а в исключительных случаях - не позднее, чем за 5 дней до дня выборов.

Согласно ч. 2 ст. 58 ФЗ № 90 от 21.06.95 года на избирательных участках в труднодоступных и отдаленных районах участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным раньше времени, установленного частью 1 этой статьи, если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей. Согласно ч.6 ст. 58 ФЗ № 90 от 21.06.95 года в отдаленных и труднодоступных районах, где образованы избирательные участки в соответствии с ч.1, ст. 12 этого Закона, окружная избирательная комиссия вправе разрешить провести голосование избирателей досрочно, но не ранее, чем за 15 дней до дня выборов.

Таким образом, анализируя указанные нормы Закона, суд приходит к выводу, что к труднодоступным и отдаленным районам быть отнесены и отдаленные, труднодоступные населенные пункты, где местной администрацией образованы участковые избирательные комиссии, исходя из местных и иных условий, и окружная комиссия вправе разрешить там досрочное голосование избирателей.

С учетом этого, суд не может принять во внимание доводы заявителей жалобы, что досрочное голосование избирателей не может быть разрешено и проведено в населенных пунктах, что п. 1.2 Постановления № 50 от 3.04.98 года, принят в нарушение действующего Федерального законодательства.

Не могут быть приняты судом и доводы заявителей жалобы, что Постановлением № 50 от 3.04.98 года ущемлены и нарушены их конституционные, избирательные права, а также права избирателей, проживающих в населенных пунктах, которые отнесены к труднодоступным и отдаленным п. 1.2 Постановления № 50 от 3.04.98 года. Во-первых, Постановление № 50 от 3.04.98 года разрешает, а не обязывает проводить там досрочное голосование избирателей, во-вторых, ни одна из территориальных, участковых комиссий не воспользовалась предоставленным правом проведения досрочных выборов, поэтому выборы депутата в Государственную Думу в округе будут проведены в установленный Центральной избирательной комиссией срок - 31.05.98 года, в связи с чем ни один кандидат в депутаты, в том числе и заявители жалобы, не лишены возможности и предоставленного им права проводить запланированную предвыборную агитацию до 31.05.98 года, а избиратели не лишены права получать информацию о предвыборных программах своих кандидатов в депутаты.

В связи с тем, что суд не установил условий, при которых обжалуемое решение Окружной избирательной комиссии следовало признать незаконным, ущемляющим права к свободы Риги И.Г., Етылина В.М., избирателей округа, суд считает, что в удовлетворении жалобы заявителям должно быть отказано в соответствии с ч.2 ст.239-7 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст.191-197, 239-7 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении жалобы Риге И.Г., Плешкову М.Г. на неправомерные действия Избирательной комиссии Чукотского автономного округа по выборам депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по Чукотскому одномандатному избирательному округу № 223 - отказать.

Решение может быть обжаловано, опротестовано в Верховный суд Российской Федерации в течение 10 дней через суд, постановивший решение.

Председательствующий (подпись)     Прыгова Ю.Н.

Заседатели                         (подпись)     Фарафонова Ф.В.

                                              (подпись)     Жарикова Н.П.