Назад   Дело №3-6/98 от 27 апреля 1998 года

г.Анадырь

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Суд Чукотского автономного округа

В составе:
Председательствующего                 Прыговой Ю.Н.
с участием народных заседателей Вилковой В.В., 
                                                              Жариковой А.Н
при секретаре                                    Коротковой К.В.
с участием прокурора округа         Талаева В.Н.
Рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Анадыре
Дело по жалобе Плешкова К.Г., Етылина О.В. об отмене Постановлена окружной избирательной комиссии Чукотского одномандатное избирательного округа № 223 "О порядке предоставления эфирного времени кандидатам в депутаты Государственной Думы Федеральной Собрания Российской Федерации и представителям кандидатов в депутаты на каналах ГТРК "Чукотка" №27 от 28.02.98 года",

установил:

Доверенное лицо кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Етылина В.М. - Плешков М.Г. и избиратель Етылин О.В. обратились в суд с жалобой на решение избирательной окружной комиссии Чукотского одномандатного избирательного округа № 223. Просят суд отменить Постановление избирательной окружной комиссии № 27 от 28.02.98 года "О порядке предоставления эфирного времени кандидатам в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и представителям кандидатов в депутаты на каналах ГТРК 'Чукотка", как противоречащие Федеральному Законодательству о выборах в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, обязать окружную избирательную комиссию принять новое Постановление о предоставлении эфирного времени на каналах ГТРК "Чукотка" и муниципальных ТРК Чукотского автономного округа", соответствующее требованиям ФЗ № 124-ФЗ от 19.09.97 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на референдум граждан Российской Федерации" и ФЗ № 90-ФЗ от 21.06.95 года "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", в котором предусмотреть возмещение эфирного времени на каналах ГТРК "Чукотка" всем кандидатам и их представителям с момента их регистрации, обеспечить равноправие в предоставлении равного эфирного времени всем кандидатам на каналах ГТРК в Чукотской редакции, а для неговорящих на чукотском - предоставить по желанию точный по содержанию перевод их предвыборных программ, не включая это эфирное время в общую сумму предоставляемого эфирного времени, как полный аналог русской редакции, а также предупредить должностных лиц избирательной комиссии и ГТРК "Чукотка» о содержании ст. 65 Федерального Закона № 124-ФЗ от 19.09.97 года в порядке административной ответственности.

Заявители жалобы обосновали ее тем, что в Постановлении № 27 от 28.02,98 года избирательная комиссия Чукотского автономного округа опирается на ст. 47 Федерального Закона № 90-ФЗ от 21.06.95 года и Инструкцию ЦИК № 18/149-П от 20.09.95 года "О порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации..».

С принятием Федерального Закона № 124-ФЗ от 19.09.97 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на референдум граждан Российской Федерации" данная Инструкция ЦИК применению не подлежит в соответствии с .п. 2 ст. 66, п. 2 ст.1, п. 7 ст.1 этого Федерального Закона, так как она потеряла свою правовую силу как нормативный правовой акт о выборах.

Руководствуясь Инструкцией ЦИК, в нарушение требований ст. 38, 40 Федерального Закона № 124-ФЗ от 19.09.97 года, в п. 1.1 Постановления № 27 от 25.02.98 года окружная избирательная комиссия предусмотрела право на бесплатные выступления кандидатам в депутаты только с 29.04. по 29 мая 1998 года и ограничивает время бесплатных выступлений на каналах ГТРК "Чукотка" 15-ю минутами на телевидении и 15-ю минутами на радио, несмотря на то, что п.1 ст. 38 Федерального Закона № 124-ФЗ от 19.09.97 года предусмотрено, что предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата... и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования, а п. 2 этой же статьи указывает, что сроки проведения зарегистрированными кандидатами предвыборной агитации на каналах телерадиокомпаний определяются Федеральными Законами. В данном случае заявители считают, что эти сроки определены ФЗ № 90 от 21.06.95 года в ст. 45, "предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов...", "предвыборная агитация может проводиться через средства массовой информации. . .".

Таким образом, после регистрации 31.03.98 года кандидат в Депутаты ГД ФС Етылин В.М. приобрел' право на предоставление ему бесплатного и платного эфирного времени на каналах ГТРК "Чукотка" в количестве, предусмотренном ст.40 Федерального Закона № 124ФЗ от 19.09.97 года, т.е. "не менее 30 минут в рабочие дни, а в случае, если общее время вещания региональной телекомпании составляет менее 2 часов, не менее 1/4 части общего объема вещания. Указанное бесплатное эфирное время распределяется между зарегистрированными кандидатами".

Поскольку в Чукотском автономном округе есть категория избирателей, которые говорят только на чукотском, понимают только чукотский язык, частично воспринимают русскую речь, то для обеспечения равноправия всем кандидатам следует выделять равное эфирное время на каналах ГТРК во время передач на чукотском языке, не включая в это время в общую сумму предоставленного эфирного времени. Кандидатам, не говорящим на чукотском языке, предоставить по их деланию перевод на чукотский язык с русского языке предвыборные программы для доведения до сведения избирателей в Чукотской редакции.

Постановлением окружной избирательной комиссии № 27 от 28.02.97 года кандидат в депутаты Етылин В.М. ставится в неравные условия с другими кандидатами, ущемляются его права полностью донести предвыборную программу до избирателей, права избирателей, как русскоязычной части, так и чукотской, в получении полноценной информации о предвыборных программах кандидата Етылина В.М.

В судебном заседании заявители жалобы Плешков М.Г., как доверенное лицо кандидата в депутаты Етылина В.М., Етылин О.В., как .избиратель, поддержали требования, изложенные в жалобе, по тем же основаниям, которые указаны выше, не настаивая на требовании о предупреждении должностных лиц избирательной комиссии и ГТРК "Чукотка" о содержании ст.65 Федерального Закона № 124-ФЗ от 19.09.97 года в порядке административной ответственности.

Кроме того, заявитель жалобы избиратель Етылин О.В. пояснил суду, что обжалуемым Постановлением № 27 от 28.02.98 года ущемлены его права избирателя на получение полной информации о предвыборных программах кандидатов в депутаты, в том числе и кандидата Етылина В.М., в связи с нарушением избирательной комиссией требований ст.40 ФЗ № 124 от 19.09.97 года при принятии этого Постановления. Считает, что имеет право слушать кандидатов в депутаты на каналах ГТРК 'Чукотка" с момента окончания регистрации всех кандидатов, т.е. с 3.04.98 года.

Представители избирательной комиссии Чукотского автономного округа Маркин И.И., Лычагина Т.В. с заявленными требованиями по жалобе не согласились по тем основаниям, что Постановление избирательной комиссии Чукотского автономного округа "О порядке предоставления эфирного времени кандидатам в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и представителям кандидатов в депутаты на каналах ГТРК "Чукотка" от 28.02.98 года №27 (в дальнейшем Постановление) принято в соответствии со ст.47 Федерального Закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 21.06.95 года № 90-ФЗ и Инструкцией "О порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний избирательным объединением, избирательным блокам, кандидатам в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях с государственным участием, утвержденной Постановлением ЦИК РФ от 20.09.95 года № 18/149-П, которая была принята в соответствии с требованиями ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ", ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ", Закона РФ "О средствах массовой информации" и регламентирует порядок и условия проведения предвыборной агитации через государственные средств массовой информации. Признание утратившим силу Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ" в .соответствии с п.2 ст.66 ФЗ № 124 от 19.09.97 года не влечет прекращения действия настоящей Инструкции.

Обоснование заявителями жалобы потери правовой силы данной Инструкции, как подпадающей под действие п.7 ст.1 ФЗ № 124 от 19.09.97 года, неправомерно, так как ФЗ № 90 от 21.06.95 года в части проведения предвыборной агитации не противоречит этому Закону.

Так, в соответствии с ч.2 ст.38 ФЗ № 124 "Сроки проведения зарегистрированными кандидатами..., предвыборной агитации на каналах телерадиокомпаний, подпадающих под действие п.1 ст.39 этого Закона, определяются федеральными законами, законами субъектов РФ. ФЗ № 90 от 21.06.95 года в ч.2 ст.47 называет Инструкцию Центральной избирательной комиссии РФ, как документ, регламентирующий порядок предоставления эфирного времени кандидатам на каналах государственных телерадиокомпаний.

Правомерность принятия Постановления Избирательной комиссией .Чукотского автономного округа № 27 от 28.02.98 года в соответствии со рт.47 ФЗ № 90 от 21.06.95 года подтверждает письмо председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20.04.98 года № 05-15/728, в соответствии с которым "проведение дополнительных и повторных выборов депутатов ГД ФС РФ с целью обеспечения принципа Равного избирательного права, создания равных условий кандидатам в депутаты необходимо руководствоваться теми законодательными актами, по которым была сформирована Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.

Кроме того, в качестве правоприменительной практики обоснованием служит постановление Конституционного Суда от 10.07.95 года "По делу проверки конституционности ч. 2 ст.42 Закона Чувашской республики "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики" в редакции от 26 августа 1994 года.

Исходя из этого, предоставление кандидатам в депутаты эфирного времени на каналах Государственных телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное и радиовещание на территории Чукотского .одномандатного избирательного округа, осуществляется в соответствии со ст.47 ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" № 90-ФЗ от 21.06.95 года, а не в соответствии со ст.40 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в Референдуме граждан Российской Федерации" № 124-ФЗ от 19.09.97 года.

Месячный срок с 29 апреля по 29 мая 1998 года для реализации права кандидатами на бесплатные выступления, а также установление времени продолжительности выступлений в 30 мин. эфирного времени каждому зарегистрированному кандидату в депутаты на каналах ГТРК «Чукотка» определено в соответствии с п.2.9 Инструкции ЦИК и письмом ГТРК "Чукотка" от 26.02.98 года № 111, в котором указаны условия, вытекающие из законодательства и исходя из технических возможностей телерадиокомитета по представлению бесплатного эфирного времени для предвыборной агитации кандидатам в депутаты Государственной Думы.

Учитывая проведение избирательной компании на территории Чукотского автономного округа, в целях предоставления равных прав на получение информации избирателями, в Постановлении № 27 от 28.02.98 .года определена возможность выступления кандидатов на удобном для них языке, что не противоречит действующему законодательству. Так, в соответствии с п.3 ст.2 Закона РСФСР "О языках народов РСФСР" от 25 октября 1991 года № 1807-1 "Языковый суверенитет народов и личности охраняется законом. Никто не вправе навязывать человеку использование того или иного языка помимо его воли, кроме случаев, предусмотренных законодательством РСФСР". При этом общий объем бесплатного эфирного времени не должен превышать объема, установленного законодательством. По этим основаниям представители избирательной комиссии Чукотского автономного округа считают, что Постановление избирательной комиссии "О порядке предоставления эфирного времени кандидатам в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и представителям кандидатов в депутаты на каналах ГТРК "Чукотка" №27 от 28.02.98 года принят в соответствии с федеральным законодательством о выборах депутатов Государственной Думы, просят суд в удовлетворении жалобы отказать, как не основанной на законе.

Представитель ГТРК "Чукотка" Шмелева Л. Г. заявленные требования "по жалобе Плешкова М.Г. и Етылина О.В. также признала необоснованными по основаниям, изложенным представителями избирательной комиссии Чукотского автономного округа Маркиным И. И. и Лычагиной Т. В., кроме того, пояснила суду, что коренное население округа составляет 10%, в округе проживают чукчи, эскимосы, юкагиры и другие народы, поэтому в 'Постановлении избирательной комиссии предусмотрено, что кандидат вправе вести предвыборную агитацию на каналах ГТРК "Чукотка" на удобном языке. ГТРК "Чукотка" является юридическим лицом, действующим на основе профессиональной самостоятельности, компания сама формирует объем эфирного времени, исходя их технических возможностей, финансирования и выделения эфирного времени ВГТРК по договору, заключенному между ГТРК "Чукотка" и ВГТРК. Кандидатам в депутаты бесплатное эфирное время для проведения предвыборной агитации на каналах ГТРК "Чукотка" определено продолжительностью в 30 минут каждому в соответствии с требованиями ст. 47 ФЗ № 90 от 21.06.95 года и Инструкции ЦИК. Заявители жалобы расширительно толкуют ст. 38 ФЗ № 124 от 19.09.97 года. Зарегистрированный кандидат в депутаты вправе вести предвыборную агитацию с момента регистрации в любых формах, установленных Законом, а сроки предвыборной агитации и условия предоставления эфирного времени на каналах региональных ГТРК определены именно Инструкцией ЦИК согласно ст. 47 ФЗ № 90 от 21.06.95 года. Считает, что Постановление избирательной комиссии не противоречит требованиям этого Закона, в соответствии с которым формировалась Государственная Дума в 1995 году, когда ГТРК "Чукотка" выделяла кандидатам в Государственную Думу бесплатное эфирное время также исходя из технических возможностей телерадиокомпании "Чукотка".

Просит суд в удовлетворении жалобы заявителям отказать.

Изучив письменные материалы дела, выслушав доводы сторон, свидетеля Серикова В.Н., заключение прокурора округа Талаева А. П., полагавшего в удовлетворении жалобы отказать, суд находит жалобу заявителей .Плешкова М.Г. и Етылина О.В. не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 4 Федерального Закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" № 90-ФЗ от 21.06.95 года выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации № 700 от 14.07.95 года "О назначении выборов депутатов Государственной Думы федерального Собрания Российской Федерации нового созыва" выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской федерации нового созыва были назначены на 17 декабря 1995 года и проведены в Российской Федерации в соответствии с требованиями ФЗ № 90 от 21.06.95 года и Инструкции ЦИК "О порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской федерации и публикации агитационных предвыборных материалов и периодических печатных изданиях с государственным участием», утвержденной Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20.09.95 года № 18/149-П согласно ч.2 ст.47 ФЗ № 90 от 21.06.95 года.

В соответствии со ст.68 ФЗ № 90 от 21.06.95 года "В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в одномандатном избирательном округе, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение месяца после появления вакантного депутатского мандата назначает по соответствующему одномандатному избирательному округу дополнительные выборы депутата Государственной Думы. Выдвижение кандидатов по одномандатному избирательному округу, их регистрация и иные избирательные действия осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным Законом".

В связи с досрочным прекращением полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания - Нестеренко Т.Г. в соответствии со ст.ст.11,23,68 ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" № 90 от 21.06.95 года Центральная избирательная комиссия Российской Федерации Постановлением № 13.8 от 29.01.98 года назначила дополнительные выборы депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по Чукотскому одномандатному избирательному округу № 223 на 31 мая 1998 года с утверждением Календарного плана основных мероприятий по подготовке и проведению выборов, который является обязательным к исполнению избирательной комиссией округами поручила окружной Избирательной комиссии Чукотского одномандатного округа № 223 обеспечить организацию и проведение выборов депутата ГД ФС РФ в соответствии с федеральным законодательством о выборах.

Федеральное законодательство о выборах составляют Конституция РФ, Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы федерального Собрания Российской Федерации" № 90-ФЗ от 21.06.95 года, Федеральный Закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" № 124-ФЗ от 19.09.97 года, другие Федеральные законы.

Согласно п.3 ст.66 последнего Федерального Закона № 124-ФЗ от 19.09.97 года, этот Закон не применяется, если проводятся выборы, назначенные до его вступления в силу, за исключением ст.ст. 49-60.

Как указывалось выше, в Чукотском автономном округе проводятся дополнительные выборы по Чукотскому одномандатному округу № 223 депутата в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, выборы которую были назначены Указом Президента РФ № 700 от 14.07.95 года, в связи с чем при проведении дополнительных выборов депутата Государственную Думу, избранную по этому Указу Президента РФ в соответствии с Федеральным Законом № 90-ФЗ от 21.06.95 года, Федеральный Закон № 124-ФЗ от 19.09.97 года применению не подлежит, за исключением ст.ст.49-60, о чем и гласит п.3 ст.66 этого Закона, у.е. применению подлежит тот Федеральный Закон о выборах, по которому была сформирована настоящая Государственная Дума, а именно -Федеральный Закон № 90-ФЗ от 21.06.95 года, что также прямо закреплено в ч.2 ст.68 этого Закона, действие которого ФЗ № 124 от 19.09.97 года не отменяет.

С учетом изложенного, суд не может признать обоснованными доводы заявителей жалобы о том, что Постановление № 27 от 28.02.98 года противоречит Закону, издано с нарушением Закона, в связи с этим нельзя признать обоснованным и то, что оно ущемляет избирательные права кандидата в депутаты Етылина В.М. на предвыборную агитацию на каналах ГТРК "Чукотка", избирательные права Етылина О.В. на получение полной информации о предвыборных программах кандидатов в депутаты с 13.04.98 года.

Принцип предоставления равных условий доступа к средству массовой информации - ГТРК "Чукотка" в предвыборной агитации кандидатам в депутаты избирательной окружной комиссией в Постановлении № 27 от 28.02.98 года соблюден, сроки агитации на каналах ГТРК определены в соответствии со ст.47 ФЗ № 90 от 21.06.95 года, Инструкцией ЦИК, с Календарным планом основных мероприятий..., Утвержденным Постановлением ЦИК от 29.01.98 года № 138/994-11. Предоставление кандидату Етылину В.М. эфирного времени с момента его регистрации повлечет за собой неравенство прав на такую агитацию других кандидатов в нарушение ст.8 ФЗ № 90 от 21.06.95 |года.

Обсуждая доводы жалобы о том, что для обеспечения равных условий предвыборной агитации на каналах ГТРК "Чукотка" кандидату Етылину В.М., а также другим кандидатам для обеспечения избирательных прав избирателей, говорящих только либо на чукотском, либо на русском языках, следует предоставлять дополнительное бесплатное эфирное время, не включая его в общий объем предоставленного бесплатного времени, а кандидатам, не говорящим на чукотском языке - предоставлять по желанию перевод их предвыборных программ, как полный аналог русской редакции, то суд также не может признать их обоснованными. Во 1-х, федеральным законодательством, Инструкцией ЦИК № 18/149-П, определяющей порядок Предоставления эфирного времени на каналах ГТРК, не предусмотрено предоставление дополнительного времени в таких целях, во-2-х,удовлетворение этих требований повлечет за собой возложение на ГТРК 'Чукотка" обязанности предоставить эфирное время кандидатам в большем объеме, чем предусмотрено законом, т.е. вопреки ее техническим возможностям. Тем самым ущемляются права ГТРК, как юридического лица, это в свою очередь противоречит п.3 ст.17 Конституции РФ, в соответствии с которым осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц предоставление переводов предвыборных программ кандидатов по их желанию с русского языка на какие-либо другие языки при проведении агитации на каналах ГТРК законодательством не предусмотрено.

Таким образом, суд считает, что в удовлетворении всех заявленных требований в жалобе Плешкова М.Г. и Етылина О.В. должно быть отказано.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.191-197, ст. 239-7 ГПК РФ, Суд Чукотского автономного округа,

РЕШИЛ:

В удовлетворении жалобы Плешкову М.Г. и Етылину О.В. об отмене постановления окружной избирательной комиссии Чукотского одномандатного округа № 223 "9 порядке предоставления эфирного времени кандидатам в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания российской Федерации ГТРК "Чукотка" № 27 от 28.02.98 года, а также удовлетворении других заявленных требований в жалобе - отказать.

Решение может быть обжаловано, опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через суд, постановивший решение.

Председательствующий    подпись Прыгова Ю.Н.
Народные заседатели        подпись Вилкова В.В.
                                               подпись Жарикова А.Н.