НазадДело №2-144/2003

п. Угольные Копи

РЕШЕНИЕ
и
менем Российской Федерации

Анадырский районный суд Чукотского автономного округа в составе:
председательствующего          Дубровика Е.И.
судей                                            Лукичева Б.И.
                                                      Кожушко М.В.
с участием прокурора
Анадырского района                 Малова Д.В.
при секретаре                             Демьяненко О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Угольные Копи Анадырского района Чукотского автономного округа, 14 октября 2003 года гражданское дело по заявлению прокурора Анадырского района о признании противоречащим закону постановления Совета депутатов муниципального образования Анадырский район от 22 сентября 2003 года №190 "О формировании Избирательной комиссии муниципального образования Анадырский район" и расформировании избирательной комиссии,

установил:

Прокурор Анадырского района обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону постановления Совета депутатов муниципального образования Анадырский район от 22 сентября 2003 года №190 "О формировании Избирательной комиссии муниципального образования Анадырский район" и расформировании избирательной комиссии.

Свои требования обосновал тем, что 15 августа 2003 года в газете "Крайний Север" №32(1377) опубликовано сообщение о начале формирования избирательной комиссии муниципального образования Анадырский район.

Постановлением Совета депутатов муниципального образования Анадырский район № 190 от 22 сентября 2003 года "О формировании Избирательной комиссии муниципального образования Анадырский район" сформирована избирательная комиссия муниципального образования в составе семи членов комиссии с правом решающего голоса.

В процессе формирования избирательной комиссии были нарушены нормы действующего федерального законодательства, подзаконные нормативные акты, а также нормы законов Чукотского автономного округа и Устава муниципального образования Анадырский район.

Так, в соответствии с чю8 ст.20 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями от 27 сентября, 24 декабря 2002 года, 23 июня, 4 июля 2003 года) установлено, что компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий муниципальных образований устанавливаются  настоящим Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В соответствии со ст.20 Закона Чукотского автономного округа от 4 июня 2003 года №26-оз "О дополнительных гарантиях избирательных прав граждан при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти Чукотского автономного округа и органы местного самоуправления в Чукотском автономном округе и права на участие в референдуме Чукотского автономного округа и местных референтах в Чукотском автономном округе" установлено, что порядок и сроки формирования, срок приема предложений по составу, численный состав, статус и полномочия, порядок деятельности избирательных комиссий муниципальных образований устанавливается Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Законом ЧАО "Об избирательной комиссии муниципального образования в Чукотском автономном округе", уставами муниципальных образований.

Порядок формирования избирательной комиссии муниципального образования определен ст. 2 Закона Чукотского автономного округа от 4 июня 2003 года №24-оз "О внесении изменений и дополнений в Закон Чукотского автономного округа "Об избирательной комиссии муниципального образования в Чукотском автономном округе".

В соответствии с частью 2 указанной статьи установлено, что решение о начале формирования избирательной комиссии муниципального образования нового состава должно быть принято представительным органом местного самоуправления не позднее чем за 60 дней до истечения срока полномочий избирательной комиссии муниципального образования, опубликовано (обнародовано) не позднее чем через 7 дней после его принятия и содержать информацию и сроках и порядке представления предложений по кандидатурам в состав избирательной комиссии муниципального образования.

В соответствии со ст.18 Закона Чукотского автономного округа от 21 апреля 1997 года №10-оз "О местном самоуправлении в Чукотском автономном округе" (с изменениями от 28 ноября 1997 г., 21 февраля, 17 декабря 2001 г., 24 мая, 21 августа 2002 г.) следует, что наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами Чукотского автономного округа.

Законом Чукотского автономного округа от 28 ноября 1997 года №39-оз "О правовых актах представительных органов местного самоуправления и Глав муниципальных образований Чукотского автономного округа" (с изменениями от 23 апреля 1998 г., 21 марта 2002 г.) установлено, что представительные органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают устав муниципального образования, положения, постановления, регламент, распоряжения.

При этом частью 2 ст.7 Закона ЧАО № 39-оз определено, что постановление представительного органа местного самоуправления - нормативный правовой акт, принимаемых представительным органом местного самоуправления по вопросам, отнесенным федеральными конституционными законами. федеральными законами, Уставом и законами Чукотского автономного округа, Уставом муниципального образования к ведению представительного органа местного самоуправления.

Статьей 30 Устава муниципального образования Анадырский район (в редакции Постановления от 14.10.1999 года №12 с последующими изменениями и дополнениями) определено, что решения Совета депутатов муниципального образования Анадырский район оформляются постановлениями.

В нарушение указанных норм Федерального закона, Законов Чукотского автономного округа и Устава муниципального образования Анадырский район, представительный орган местного самоуправления - Совет депутатов муниципального образования Анадырский район, постановление о начале формирования избирательной комиссии муниципального образования Анадырский район не принимал и его не опубликовал (обнародовал).

Кроме того, при формировании избирательной комиссии муниципального образования Анадырский район, нарушена ч.5 ст.24 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года согласно которой следует, что в случае если срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования истекает в период избирательной компании, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной компании.

Аналогичная норма содержится в ст.40 Устава муниципального образования Анадырский район.

Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования Анадырский район истекает 18 октября 2003 года.

При этом в соответствии с Постановлением Совета депутатов муниципального образования Анадырский район №191 от 22 сентября 2003 года, 07 декабря 2003 года на территории муниципального образования назначены выборы депутатов представительного органа местного самоуправления и главы администрации МО Анадырский район.

Таким образом, полномочия избирательной комиссии муниципального образования Анадырский район должны быть продлены до окончания избирательной компании, а формирование новой комиссии является незаконным.

Нарушения федерального законодательства, а также подзаконных нормативных актов, были допущены при формировании избирательной комиссии по численному составу.

В соответствии с ч.8 ст.24 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной второй от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений политических партий, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенных к распределению депутатский мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации; политических партий, избирательных блоков выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатский мандатов в законодательном (представительном) органе власти субъекта Российской Федерации; избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в представительном органе местного самоуправления.

Аналогичные положения содержат Методические рекомендации о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательны комиссий (утв. постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 12 июля 2002 года № 156/1373-3) в разделе 2 пункты 8 и 10.

Из содержания закона следует что соблюдение данного порядка является обязательным.

В состав избирательной комиссии муниципального образования Анадырский район, в соответствии со ст.40 Устава МО Анадырский район, входит 7 членов с правом решающего голоса. Исходя из требований вышеназванных федерального закона и подзаконного акта, 4 члена избирательной комиссии МО Анадырский район должны быть назначены в соответствии с требования ч.8 ст.24 Федерального закона №67-ФЗ.

В нарушение указанной нормы, Постановлением Совета депутатов муниципального образования Анадырский район №109 от 22 сентября 2003 года "О формировании избирательной комиссии муниципального образования Анадырский район" сформирована избирательная комиссия, в состав которой вошло только 3 члена от избирательных блоков и регионального отделения партии, то есть менее половины.

Таким образом, был нарушен порядок формирования избирательной комиссии муниципального образования Анадырский район, в связи с чем были нарушены избирательные права неопределенного круга лиц, предусмотренные п.28 ч.1 ст.2 Федерального закона №67-ФЗ от 12.06.2002 года.

В соответствии с ч.1 и ч.3 ст.77 Федерального закона №67-ФЗ от 12.056.2002 года все указанные выше нарушения могут являться основанием для отмены решения об итогах голосования и о результатах выборов.

В судебном заседании прокурор на удовлетворении своих требований настаивал по изложенным выше обстоятельствам.

Представитель Совета депутатов муниципального образования Анадырский район Зименко Н.В., действующая по доверенности требования прокурора признала в полном объеме.

Суд заслушав прокурора, представителя Совета депутатов муниципального образования Анадырский район, считает возможным принять признание представителем Совета требований прокурора, поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

При таких обстоятельствах заявление прокурора Анадырского района о признании постановления Совета депутатов муниципального образования Анадырский район от 22 сентября 2003 года №190 "О формировании Избирательной комиссии муниципального образования Анадырский района" противоречащим закону и расформировании избирательной комиссии, подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление Совета депутатов муниципального образования Анадырский район от 22 сентября 2003 года №190 "О формировании Избирательной комиссии муниципального образования Анадырский района" признать незаконным.

Избирательную комиссию муниципального образования Анадырский район, сформированную постановлением Совета депутатов муниципального образования Анадырский район от 22 сентября 2003 года №190, расформировать.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Суд Чукотского автономного округа через районный суд в течении 5 дней.

Председательствующий         Е.И. Дубовик
Судьи                                         Б.И. Лукичев
                                                    М.В. Кожушко