НазадДело №3-5/2000   28 апреля 2000 года

г.Анадырь

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

Суд Чукотского автономного округа в составе:
председательствующего         судьи Кодес И.В.
и народных заседателей         Фарафоновой Ф.В., 
                                                     Шадриной Г.М.
при секретаре                            Зиновьевой Ю.В.
с участием прокурора              Молчановой Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Анадырь «28» апреля 2000 года гражданское дело по жалобе Ефименко Виктора Владимировича на действия и бездействие Избирательной комиссии Чукотского автономного округа,

установил:

Ефименко В.В. обратился в суд с жалобой на действие и бездействие Избирательной комиссии Чукотского автономного округа.

В обоснование жалобы он указал, что 12 июня 1999 года Чаунская районная газета «Полярная Звезда» опубликовала постановление от 8 июня 1999 года Совета Депутатов муниципального образования «Чаунский район» о самороспуске. Следовательно, с 22 июня 1999 года согласно ст. 12 Закона ЧАО «О правовых актах представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований ЧАО» в Чаунском районе не стало соответствующей избирательной комиссии. Этот вывод, по мнению заявителя, вытекает из ст.5 Федерального Закона «Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», ст. 13 Временного положения к этому закону.

Кроме того, по мнению заявителя, уже по причине отсутствия Представительного органа местного самоуправления и муниципальной избирательной комиссии начинает действовать п.4 ст. 10 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», то есть дату муниципальных выборов назначает суд ЧАО. В обоснование этого вывода Ефименко В.В. в жалобе ссылается на ст. 115, п.5 ст.210 ГПК РФ. Сложившаяся ситуация, как указано в жалобе, урегулирована п.6 ст.3 Федерального Закона «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» в редакции от 22 июня 1998 года и п.4 ст. 12 последней редакции Закона ЧАО «О выборах главы муниципального образования в Чукотском автономном округе».

Поскольку в муниципальном образовании «Чаунский район в настоящее время:
-отсутствует представительный орган местного самоуправления,
-полномочия главы самоуправления района осуществляет должностное лицо, назначенное Губернатором Чукотки,
-Совет депутатов по причине его самороспуска не назначил муниципальных выборов, заявитель считает, что в данном конкретном случае дату выборов и порядок их проведения может определить только суд в соответствии с п.1 ст. 1, п.п.5 и 6 ст.3 Федерального Закона «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» по настоящей жалобе.

Ефименко В.В. в своей жалобе просит отменить постановление №56 от 16 июня 1999 года Избирательной комиссии ЧАО «Об избирательной комиссии муниципального образования «Чаунский район», так как оно было вынесено без учета следующих обстоятельств:
1. не существует решения суда ЧАО о назначении даты муниципальных выборов, 
2.формирование избирательной комиссии должно произойти уже после вступления решения суда в законную силу,
3. комиссия в этом случае будет временной,
4. не было учтено его избирательное действие по выдвижению кандидатур в состав Чаунского избиркома от 1 июля 1999 года,
5.МУСП «Заполярье» не существует уже более 20 месяцев. Указанное заявителем в п.4 избирательное действие заключается в следующем.

1 июля 1999 года 37 избирателей г.Певека выдвинули 7 кандидатур в состав муниципальной избирательной комиссии Чаунского района. Протокол этой комиссии заявитель направил 6.06.99 года в Избирательную комиссию ЧАО, которая не сочла возможным на своем заседании 4.08.99 года принимать по нему решение. По ее поручению мотивированный ответ последовал от председателя Избирательной комиссии ЧАО Никитина Е.А. за исх.№ 01-34/223 от 13.08.99 года. Между тем, по мнению Ефименко В.В., опубликованное 11 сентября 1999 года в газете «Полярная звезда» обращение к избирателям полностью подтверждает то, что в районе нет муниципальной избирательной комиссии прежнего состава. Учитывая неготовность муниципального образования Чаунский район к проведению муниципальных и федеральных выборов, Ефименко В.В. считает, что не приняв решение по заявлению граждан о выдвижении кандидатур в избирательную комиссию, Избирательная комиссия ЧАО нарушила его право избирать и быть избранным и его право предлагать кандидатуры в состав муниципальной избирательной комиссии.

Помимо этого Ефименко В.В. указал в жалобе, что территориальная избирательная комиссия действует в качестве избирательной комиссии муниципального образования и наоборот (п. 1 ст.21 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», п.1 ст.21 Федерального Закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», ст. 18 Устава муниципального образования «Чаунский район». Как указывает заявитель, существование двух избиркомов законодателем не предусмотрено. Из этого Ефименко В.В. в жалобе делает вывод о том, что в Чаунском районе уже сорваны выборы 19 декабря 1999 года, так как территориальная комиссия в Чаунском районе должна быть сформирована до 19 октября 1999 года, она будет не только муниципальной, но и временной, так как постоянную комиссию по действующему законодательству и Уставу района вправе сформировать лишь Совет депутатов следующего ( второго) созыва.

С учетом изложенного Ефименко В.В. просит суд отменить постановление № 56 от 16 июня 1999 года Избирательной комиссии ЧАО «Об избирательной комиссии муниципального образования «Чаунский район», а также обязать эту комиссию рассмотреть протокол от 1 июля 1999 года собрания избирателей г.Певека накануне формирования временной избирательной комиссии муниципального образования «Чаунский район».

Представители Избирательной комиссии ЧАО Яворовский Ю.В. и Саитгалина О.С. в судебном заседании возражали против жалобы, указывая на ее необоснованность. По их мнению, Избирательная комиссия ЧАО не должна была учитывать кандидатов в Избирательную комиссию муниципального образования «Чаунский район», выдвинутых на собрании избирателей г.Певека 1 июля 1999 года, так как с документами, направленными Ефименко В.В. в Избирательную комиссию ЧАО, не были направлены заявления выдвинутых кандидатов о согласии работать в Избирательной комиссии муниципального образования «Чаунский район». Законодательством о выборах не определена норма, обязывающая избирательные комиссии прекратить свои полномочия немедленно в день прекращения работы представительного органа местного самоуправления по любым основаниям, кроме окончания своих полномочий в связи с истечением срока, на который он был избран.

Так как избирательная комиссия муниципального образования является самостоятельным юридическим лицом, а не структурным подразделением представительного органа местного самоуправления, а также, учитывая положения п.5 ст.66 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» Избирательная комиссия ЧАО полагает, что прекращение деятельности представительного органа местного самоуправления не прекратило её деятельность. Кроме того, продолжение деятельности избирательной комиссии подтверждается п.2 ст.48 Закона ЧАО «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в ЧАО», п.2 ст.45 Закона ЧАО «О выборах главы муниципального образования в ЧАО», в соответствии с которыми, избирательная комиссия должна представить финансовый отчет о расходовании средств, выделенных из бюджета муниципального образования, для подготовки и проведения выборов не позднее, чем через 2 месяца со дня официального опубликования общих итогов выборов. Даже при отмене 4 июня 1999 года решения о назначении выборов в муниципальном образовании Чаунский район, избирательные действия, связанные расходованием финансовых средств, до указанной даты проводились, что, соответственно потребовало бы составления финансового отчета, а значит работы избирательной комиссии. Переназначение избирательной комиссии муниципального образования Чаунский район обжалуемым постановлением было вызвано необходимостью придания ей особого статуса с целью выполнения ею более широких функций в связи с совмещением выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и органов местного самоуправления в Чаунском районе, то есть для возложения на нее полномочий территориальной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы.

В виду отсутствия на территории муниципального образования представительного органа местного самоуправления, Избирательной комиссией ЧАО постановлением от 16.09.99года №56 в соответствии со ст. 12 Закона ЧАО «О выборах главы муниципального образования в ЧАО» и ст. 22 Закона ЧАО «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в ЧАО» назначена избирательная комиссия муниципального образования Чаунский район. После этого в соответствии со ст.20 Закона ЧАО «О выборах главы муниципального образования в ЧАО» и ст. 29 Закона ЧАО «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в ЧАО» со дня первого заседания избирательной комиссии нового состава, полномочия комиссии прежнего состава прекращаются.

Кроме того, формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, учебы, службы, избирательной комиссии предыдущего созыва. Поэтому ее состав предусматривает широкое представительство, а не назначение всей избирательной комиссии одним собранием избирателей.

На основании изложенного представители Избирательной комиссии ЧАО просили суд жалобу Ефименко В.В. оставить без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы заявителя, заслушав представителей Избирательной комиссии ЧАО Яворовского Ю.В. и Саитгалиной О.С., а также заключение прокурора Молчановой Н.М., полагавшей, что жалоба Ефименко В.В. удовлетворению не подлежит, суд не находит оснований к удовлетворению жалобы.

Ефименко В.В., обращаясь с жалобой в суд, исходил из того, что в сложившейся в муниципальном образовании Чаунский район в связи с самороспуском представительного органа этого муниципального образования ситуации, безусловно вступает в действие ст. 5 Федерального Закона «Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», и выборы в этом случае могут быть назначены только судом Чукотского автономного округа.

Данные выводы заявителя суд находит ошибочными, сделанными без учета того, что в соответствии со ст.5 и ст. 1 названного Федерального Закона, этот Закон применяется, и следовательно выборы назначаются судом, только в случае нарушения конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, когда в результате указанных в ст. 1 этого Закона случаях? в том числе при отсутствии выборного представительного органа местного самоуправления и в случае, когда полномочия органов местного самоуправления осуществляются должностными лицами в нарушение законодательства не реализуются конституционные права граждан, проживающих на территории муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. При этом согласно п.2 ст. 1 этого Закона, он применяется в целях защиты конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в части, не урегулированной законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В судебном заседании получило свое полное подтверждение, что в Чукотском автономном округи вопросы реализациями гражданами округа, и, в том числе муниципального образования Чаунский район, конституционных прав избирать и быть избранными в органы местного самоуправления урегулированы Уставом Чукотского автономного округа, уставом муниципального образования Чаунский район, Законами Чукотского автономного округа «О выборах главы муниципального образования в Чукотском * автономном округе», «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Чукотском автономном округе». Кроме того, судом установлено', что выборы органов местного самоуправления в муниципальном образовании Чаунский район были назначены и проведены 19 декабря 1999 года.

Так, решением суда Чукотского автономного округа от 25 ноября 1999 года по жалобе Ефименко В.В. об отмене постановления Губернатора ЧАО №137 от 13 июля 1999 года «О назначении исполняющего обязанности главы муниципального образования Чаунский район» установлено, что права Ефименко В.В. избирать главу муниципального образования Чаунский район и быть избранным на этот пост не нарушены.

В соответствии с копией решения Совета Депутатов муниципального образования Чаунский район №1 от 11 января 1999 года, первоначально выборы представительного органа местного самоуправления в этом муниципальном образовании и выборы главы муниципального образования были назначены на 6 июня 1999 года (л.д.91).

Однако впоследствии решением Чаунского районного суда от 2 июня 1999 года проведение выборов главы муниципального образования Чаунский район и депутатов представительного органа этого муниципального образования, назначенных на 6 июня 1999 года, было отменено.

В сложившейся ситуации, выборы представительного органа и главы администрации местного самоуправления были назначены Избирательной комиссией муниципального образования Чаунский район, и день голосования был совмещен с днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ - то есть 19 декабря 1999 года решениями Избирательной комиссии муниципального образования Чаунский район № 144 от 14 июля 1999 года и № 146 от 18 августа 1999 года (л.д. З.оборот, л.д. 10). Действия Избирательной комиссии муниципального образования Чаунский район полностью соответствуют требованиям п.З ст. 10 и п.5 ст.59 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», п.4 ст.З, п.1 ст. 13 Закона ЧАО « О выборах главы муниципального образования в Чукотском автономном округе», п.1 ст.б, ст.23 Закона ЧАО «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Чукотском автономном округе», ст. 19 Устава муниципального образования Чаунский район (л.д. 101), п.6 ст.1 Положения об избирательной комиссии муниципального образования Чаунский район (л.д.77).

Ошибочными находит суд и доводы Ефименко В.В. в жалобе о том, что с самороспуском представительного органа муниципального образования Чаунский район на основании постановления от 8 июня 1999 года(110), прекратились полномочия Избирательной комиссии муниципального образования Чаунский район и она не могла назначать и совмещать выборы.

В соответствии со ст. 19 Устава муниципального образования Чаунский район и ст.1 Положения об избирательной комиссии муниципального образования Чаунский район, утвержденным Решением Совета Депутатов муниципального образования Чаунский район №5 от 17 марта 1998 года, Избирательная комиссия муниципального образования Чаунский район действует на постоянной основе. В соответствии со ст.З названного Положения, избирательная комиссия, сформированная впервые в соответствии с Федеральным Законом «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» в 1997 году на срок полномочий представительных органов местного самоуправления два года (л.д.78). Учитывая, что в соответствии с протоколами Избирательной комиссии Чаунского района о результатах выборов депутатов представительного органа местного самоуправления Чаунского района в одномандатных избирательных округах №№3,4,6 выборы депутатов представительного органа местного самоуправления в этих округах завершились 10 августа 1997 года, суд приходит к выводу о том, что полномочия Совета депутатов муниципального образования Чаунский район, и, соответственно, Избирательной комиссии этого муниципального образования, истекали 10 августа 1999 года. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что жители г.Певека, выдвинувшие на собрании 1 июля 1999 года кандидатуры в состав муниципальной избирательной комиссии Чаунского района, при доказанности факта проведения этого собрания, провели свое собрание преждевременно. Отсюда ответ Избирательной комиссии ЧАО в адрес Ефименко В.В. и в адрес выдвинутых кандидатур №01-34/223,224 от 13 августа 1999 года о том, что в муниципальном образовании Чаунский район действует законно сформированная избирательная комиссия, является соответствующим закону и не нарушает избирательных прав Ефименко В.В. по выдвижению кандидатур в состав Избирательной комиссии муниципального образования Чаунский район в числе жителей г.Певека, присутствовавших на собрании 1 июля 1999 года(л.д. 15, 112).

Кроме того, Ефименко В.В. не доказал суду, что собрание жителей г.Певека 1 июля 1999 года, копии протоколов о проведении которого имеются в материалах дела (л.д.13,14,113,114) и 6 июля 1999 года направлялись заявителем для рассмотрения в Избирательную комиссию ЧАО, фактически проводилось. Из названных протоколов не видно, являются ли все 37 избирателей, присутствовавшие на собрании, жителями г. Певека, кто именно, помимо Ефименко В.В. , Козак Р.Г., Рашкевич Е.Н. и 7 кандидатов в члены избирательной комиссии присутствовал и голосовал на этом собрании, в каком помещении проводилось собрание. С учетом этого, у суда вызывает сомнение, что данное собрание фактически проводилось. Несмотря на то, что суд своим определением от 2 декабря 1999 года обязал Ефименко В.В. сообщить суду фамилии, имена и отчества всех 37 избирателей г.Певека, принимавших участие в собрании I июля 1999 года, а также представить суду адресные справки, подтверждающие их место жительства, возраст, разъяснил ему его, предусмотренную ст. 50 ГПК РФ процессуальную обязанность доказать обстоятельства, на которых он основывает свою жалобу на бездействие избирательной комиссии, не рассмотревшей, по его мнению, протокол этого собрания (л.д. 135), Ефименко В.В. названное определение в установленный в нем срок и до рассмотрения жалобы по существу не выполнил.

Не может суд признать обоснованными также доводы Ефименко В.В. о незаконности постановления №56 от 16 сентября 1999 года Избирательной комиссии Чукотского автономного округа «Об избирательной комиссии муниципального образования Чаунский район».

Поскольку в соответствии со ст. 21 Закона ЧАО «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Чукотском автономном округе», ст. 12 Закона ЧАО «О выборах главы муниципального образования в Чукотском автономном округе» избирательная комиссия муниципального образования формируется не позднее, чем за 90 дней до дня голосования на очередных выборах, и ее формирование осуществляется не позднее, чем за 85 дней до дня голосования Избирательной комиссией ЧАО в случае, если комиссию не назначит представительный орган местного самоуправления, либо если на данной территории нет представительного органа местного самоуправления, назначение Избирательной комиссией ЧАО состава избирательной комиссии муниципального образования Чаунский район обжалуемым постановлением за 94 дня до дня голосования 19 декабря 1999 года также произведено в соответствии с законом.

До издания данного постановления Избирательной комиссией ЧАО было дано объявление в газете Чаунского района «Полярная Звезда» с разъяснением закона о формировании избирательной комиссии муниципального образования Чаунский район и опубликованием формы протокола по выдвижению кандидатов в члены этой избирательной комиссии, установлен срок представления протоколов по выдвижению кандидатов (л.д.17). Таким образом, Избирательной комиссией ЧАО соблюдены требования ст. ст. 19,28 вышеназванных законов ЧАО о выборах органов местного самоуправления о гласности в деятельности избирательных комиссий, предоставлена возможность избирательным объединениям и другим субъектам, указанным в ст,ст.22, 12 вышеназванных законов ЧАО и в ст.23 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», в том числе собраниям избирателей по месту жительства, выдвигать кандидатов в состав избирательной комиссии муниципального образования Чаунский район. Следовательно обжалуемым постановлением не были нарушены права Ефименко В.В. на выдвижение кандидатов в состав избирательной комиссии муниципального образования Чаунский район после опубликования в газете объявления о формировании этой избирательной комиссии. Однако, как следует из жалобы заявителя в суд, возражений Избирательной комиссии ЧАО, Ефименко В.В. в числе жителей г.Певека в этот период кандидатов в состав избирательной комиссии муниципального образования Чаунский район не выдвигал.

Как указывалось выше, доводы Ефименко В.В. в жалобе о том, что избирательная комиссия муниципального образования Чаунский район в данном случае могла быть сформирована только после решения суда о назначении выборов, и уже поэтому постановление №56 Избирательной комиссии ЧАО противоречит закону, на самом деле не соответствуют закону.

С учетом изложенного, суд не усматривает законных оснований к удовлетворению жалобы Ефименко В.В..

Руководствуясь ст.ст. 191-197, 239-7 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении жалобы об отмене постановления №56 от 16 сентября 1999 года Избирательной комиссии Чукотского автономного округа «Об избирательной комиссии муниципального образования Чаунский район», связывании Избирательной комиссии Чукотского автономного округа рассмотреть протокол от 1 июля 1999 года собрания избирателей города Певека Ефименко Виктору Владимировичу отказать.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы и протеста через суд Чукотского автономного округа.

Председательствующий     И.В.Кодес
Народные заседатели         Фарафонова Ф.В.
                                                Шадрина Г.М.