НазадДело №3-14/99

г.Анадырь

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

Суд Чукотского автономного округа в составе:
председательствующего    Красильниковой Р.В.
народный заседателей       Горбачевой Л.Е., Ромашкиной С.Б.
с участием прокурора        Молчановой Н.М.
при секретаре                      Коротковой К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Анадырь                     23 ноября 1999 года
гражданское дело по жалобе Дулиновой Любови Сергеевны на неправомерные действия Избирательной комиссии по Чукотскому автономному округу по выборам депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по Чукотскому одномандатному избирательному округу №223 Чукотского автономного округа и о признании протокола проверки достоверности данных содержащихся в подписных листах, представленных кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва по Чукотскому одномандатному избирательному округу №223 Дулиновой Л.С. недействительным,

установила:

Дулинова Л.С. обратилась в суд с жалобой на неправомерные действия окружной избирательной комиссии по Чукотскому одномандатному избирательному округу №223 и о признании протокола проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, представленных кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва по Чукотскому одномандатному округу №223 Дулиновой Л.С. недействительным.

В обоснование жалобы Дулинова Л.С. указала, что 23 октября 1999 года представила в окружную избирательную комиссию 51 подписной лист с 679 подписями избирателей в ее поддержку. Была предупреждена комиссией о проверке достоверности данных содержащихся в подписных листах, однако о дне и часе проведения проверки уведомлена не была.

29 октября 1999 года по телефону она была приглашена в окружную избирательную комиссию, где ей было вручено постановление комиссии от 28.10.99 г. №15 "Об итогах проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, представленных кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ по Чукотскому одномандатному избирательному округу №223 Дулиновой Л.С.", в котором указывалось, что ей отказано в регистрации как кандидата в депутаты ввиду признания подписей в подписных листах недействительными.

С данным решением окружной избирательной комиссии она не согласна. По ее мнению, при составлении подписных листов допускались исправления, не проставлялись в некоторых случаях даты внесения записей, другие помарки, но не в таком количестве, как это указано в Протоколе. Она просматривала все свои подписные листы, и ею лично были вычеркнуты те подписи, которые не были до конца оформлены.

1 ноября 1999 года она обратилась с заявлением в избирательную комиссию о предоставлении возможности в присутствии комиссии переснять копии со своих подписных листов, чтобы иметь возможность убедиться в достоверности фактов, изложенных в протоколе проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, а также просила предоставить ей справку о количестве избирателей в Чукотском автономном округе. Данное заявление комиссией было выполнено, но не в полном объеме. Из-за противоречивости информации окружной избирательной комиссии ей не известно четкое число избирателей округа и сколько нужно было собрать подписей в подписных листах.

В отзыве на жалобу Дулиновой Л.С. избирательная комиссия Чукотского автономного округа считает аргументы заявителя несостоятельными, не основанными на законе. Согласно постановлению окружной избирательной комиссии по Чукотскому одномандатному избирательному округу №223 от 02.11.99 г. №22 "Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Дулиновой Любови Сергеевне" основаниями для отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата, а также ненадлежащее оформление документов.

Дулиновой Л.С. 23.10.99 г. в окружную избирательную комиссию были сданы подписные листы с 679 подписями избирателей, из которых 262 подписи в установленном законом порядке признаны недостоверными. Количество достоверных подписей составляло 417, что меньше необходимого для регистрации кандидата одного процента избирателей от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа №223 по состоянию на 01.07.99 г. - 44978 человек.

Кроме того, в ходе рассмотрения финансовых документов кандидата Дулиновой Л.С. контрольно-ревизионной службой было установлено, что в нарушение требований Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", (п.8 ст.62) "Инструкции о порядке формирования и расходования средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" утвержденной постановлением ЦИК РФ от 18 августа 1999 года №9/53-3, (п.15.2) "Перечня и форм документов, представляемых  инициатором (инициаторами) выдвижения кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатным избирательным округам, кандидатами и зарегистрированными кандидатами в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", утвержденного постановлением ЦИК РФ от 25 сентября 1999 года № 16/135-3 (п.2.7) Дулиновой Л.С. с Первым финансовым отчетом кандидата (форма 23) не был представлен Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата (форма 7). Остаток средств на избирательном счете кандидата не был заверен справкой Сберегательного банка РФ, имело место расходования средств, минуя избирательный фонд.

Утверждение Дулиновой Л.С. о том, что она не была поставлена в известность о дате и времени работы рабочей группы по проверки представленных ею документов, не соответствует действительности. Комиссия обоснованно отказала ей в предоставлении подписных листов для ксерокопирования, правильно информировала Дулинову Л.С. о количестве подписей, необходимых собрать в поддержку кандидата, и о количестве избирателей в Чукотском автономном округе по состоянию на 01.07.99г.

Избирательная комиссия Чукотского автономного округа, которой в соответствии с решением Центральной избирательной комиссии от 10 сентября 1999 года № 13/98-3 "О возложении полномочий окружных избирательных комиссий  по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва на избирательные комиссии субъектов Российской Федерации" переданы функции также и окружной избирательной комиссии по Чукотскому одномандатному избирательному округу №223 просит суд в удовлетворении жалобы Дулиновой Л.С. отказать.

В судебном заседании Дулинова Л.С. уточнила свои требования и просила суд:

1. Отменить постановление избирательной комиссии Чукотского автономного округа от 28.10.99 г.№15 "Об итогах проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листа, представленных кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по Чукотскому одномандатному избирательному округу №223 Дулиновой Л.С.", включив в подписные листы 95 подписей избирателей, признанных недостоверными, по ее мнению, незаконно.

2. Отменить постановление избирательной комиссии Чукотского автономного округа от 02.11.99 "Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Дулиновой Любови Сергеевны".

3. Обязать избирательную комиссию Чукотского автономного округа зарегистрировать Дулинову Л.С. в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва.

4. Признать незаконным действия избирательной комиссии Чукотского автономного округа, выразившиеся:
- в неизвещении ее о времени проведения жеребьевки и проверки подписных листов;
- в проведении сплошной, а не выборочной проверки подписных листов;
- в несвоевременном извещении окружной избирательной комиссией о принятии решения об отказе в регистрации Дулиновой Л.С. кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва;
- об отказе окружной избирательной комиссией выдать подлинники подписных листов для снятия светокопий и письменном оформлении этого отказа;
- в неверном представлении избирательной комиссией Чукотского автономного округа сведений о количестве избирателей;
- во внесении избирательной комиссией Чукотского автономного округа исправлений и дописок в подписные листы.

Также уточнила, что в жалобе определила в качестве заинтересованного лица избирательную комиссию Чукотского автономного округа, обжалует лишь ее действия и решения. Фамилию Никитина Е.А. указала как председателя комиссии, и отдельных претензий к нему не имеет.

Представители заинтересованного лица избирательной комиссии Чукотского автономного округа по доверенности Солчатова Л.Н. и Яворовский Ю.В. требования заявителя не признали, дали пояснения, аналогичные отзывам избирательной комиссии Чукотского автономного округа на жалобу Дулиновой Л.С.

Изучив материалы дела, доводы сторон, заслушав заключение прокурора Молчановой Н.М., полагавшей жалобу Дулиновой Л.С. отклонить как необоснованную, суд находит, что жалоба на неправомерные действия и решения Избирательной комиссии Чукотского автономного округа не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.4 ст.17 Федерального Закона №124-ФЗ от 19 сентября 1997 года регистрация (учет) избирателей осуществляется по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года.

Согласно ст. 12 Федерального Закона № 121-ФЗ от 24 июня 1999 года "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" для проведения выборов депутатов Государственной Думы, избираемых по одномандатным округам, на территории Российской Федерации образуется 225 одномандатных избирательных округов на основании представленных в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации данных о числе избирателей, зарегистрированных в соответствии с требованиями статьи 17 Федерального Закона №124-ФЗ на территории субъектов Российской Федерации.

Пунктом 7 ст.12 Федерального Закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" определено, что схема одномандатных округов утверждается Федеральным законом, который должен быть опубликован (обнародован) не позднее чем за 100 дней до дня голосования. В соответствии с п.8 данной статьи, если федеральный закон, указанные в п.7 не опубликован (не обнародован), выборы проводятся по одномандатным избирательным округам, схема которых была использована при выборах депутатов Государственной Думы предыдущего созыва. В этом случае прежняя схема одномандатных избирательных округов публикуется (обнародуется) Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Согласно этой норме закона Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в своем постановлении от 04.09.99 №12/84-3 "Об опубликовании схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва" постановила направить в "Российскую газету" для опубликования 10.09.99 г. схему одномандатных округов, определенных Федеральным законом от 17.08.95 года № 146-ФЗ "Об утверждении схемы одномандатных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва". В данной схеме в определении Чукотского одномандатного избирательного округа №223 дано описание избирательного округа и число избирателей в округе 58977.

В соответствии с п.2 ст.42 Федерального закона №121-ФЗ в поддержку кандидата, за исключением случая внесения избирательного залога, должны быть собраны подписи не менее 1 процента избирателей от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа. В соответствии с п.11 этой же статьи  количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представляемых в избирательные комиссии, может превышать установленное настоящим Федеральным законом, необходимое для регистрации количество подписей, но не более чем на 15 процентов.

Поэтому действия окружной избирательной комиссии по Чукотскому одномандатному избирательному округу №223, сообщившей Дулиновой Л.С. сведения о необходимости собрать в поддержку кандидат 590 подписей, а с соблюдением условий п.11 ст.44 Федерального закона №121-ФЗ - 679 подписей избирателей являются правомерными и не нарушают какие-либо права и свободы заявителя.

Не нарушает какие-либо права Дулиновой Л.С. и то обстоятельство, что, как она указывает в жалобе, председатель окружной избирательной комиссии Никитин Е.А. 27.10.99 г., выступая по местному телевидению, сказал, что на территории избирательного округа №223 проживет 48 тысяч человек, в то время как окружная избирательная комиссия выдала ей справку о том, что на 1 июля 1999 года не территории Чукотского автономного округа в выборах могут участвовать 44978 человек, так как при решении вопроса о регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Дулиновой Л.С. не учитывалось число избирателей, указанное в справке. При этом один процент избирателей от этого числа, количество подписей которых необходимо для регистрации кандидата, составлял меньшее чило избирателей, чем один процент от количества избирателей, названного Никитиным Е.А. в телепередаче.

Суд также считает несостоятельными доводы Дулиновой Л.С. о нарушении окружной избирательной комиссией требований пунктов 5 и 13 ст. 46 Федерального Закона РФ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" о проведении сплошной , а не выборочной проверки ее подписных листов и о несообщении о времени проведению каждой жеребьевки и проверки подписных листов.

В соответствии с п.5 ст.46 названного Федерального закона проверке подлежит не менее 20 процентов от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку каждого кандидата и соответствующих им данных об избирателях, поставивших  подписи. В случае, если необходимое для регистрации количество подписей не превышает 6000 подписей, проверке подлежат все подписи.

Так как для регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Дулиновой Л.С. требовалось 590 подписей, окружная избирательная комиссия правильно произвела сплошную, а не выборочную проверку подписных листов.

Как следует из материалов дела, объяснений сторон при сдаче подписных листов в окружную избирательную комиссию Дулинова Л.С. была предупреждена о проведении их проверки. Заявитель не возражает, что ознакомлена с объявлением  избирательной комиссии о времени работы рабочей группы по проверке подписных листов. Доводы Дулиновой Л.С. о том, что она не имела возможности присутствовать в установленное рабочей группой время на всех заседаниях, так как занята на основной работе, а комиссия не вызывала ее по телефону в определенное время для участия в проверке ее подписных листов, не нашли своего подтверждения в суде. Так как в соответствии с п.5 ст.46 Закона кандидаты вправе, а не обязаны присутствовать при проверке подписных листов, с учетом того, что жеребьевка для проведения случайной выборки не проводилась, суд находит, что окружная избирательная комиссия при указанных выше обстоятельствах выполнила предусмотренную этой нормой закона обязанность заблаговременно сообщить кандидату о проверке подписных листов.

Поскольку окружная избирательная комиссия по Чукотскому одномандатному избирательному округу №223 провела сплошную, а не выборочную проверку обоснованно, то ею не нарушены требования п.13 ст.46 Федерального Закона №121-ФЗ о необходимости проверки 15 процентов подписей от их общего количества, о чем указывается в жалобе.

Суд проверил доводы заявителя о признании достоверными подписи избирателей в поддержку кандидата Дулиновой Л.С., исключенные окружной избирательной комиссией при подсчете подписей для регистрации кандидата: лист 5, строки 6, 13, 15; лист 6, строка 18; лист 7 строка 7; лист 11, строка 2; лист 12, строка 7 и 8; лист 13, строки 1, 2, 8 и 9;  лист 22, строки 13, 14,15,17; лист 37, строка 8; лист 29, строка 1; лист 41, строки 13,14,15,16; лист 42, строки 13,15; лист 43, строка 10; лист 44, строка 3; лист 47, строки 6,7,8,11; лист 50, строки 7,8,9,10,12,13 и 16; лист 46, строка 5; лист 50, строка 14; лист 45, строка 11; лист 39, строка3; лист 35 - все 9 подписей; лист 18 - все 9 подписей; лист 19 - все 18 подписей; лист 20 - все 9 подписей; лист 21, строки 4 и 8; лист 23, строки 2,3,6,10,11,12,13 и 14; лист 25, строки 1,2,6; лист 26 - все 9 подписей; лист 32 - все 9 подписей (136 подписей).

Проверив подписные листы, а также причины признания названных подписей недостоверными в соответствии с ведомостью проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах предоставленных кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва по Чукотскому одномандатному избирательному округу №223 Дулиновой Л.С. (т.1, л.д.40-46), с учетом требований п.9 ст.46 Федерального Закона №121-ФЗ от 24 июня 1999 года суд пришел к выводу о том, что у окружной избирательной комиссии не было оснований исключать из подписных листов следующие подписи избирателей в поддержку кандидата: лист 2, строка 3; лист 22, строка 17; лист 39 , строка 1; лист 43, строка 10; лист 47, строка 8, так как при внесении этих подписей в подписные листы не допущено нарушений, на которые ссылалась окружная избирательная комиссия, признавая эти подписи недостоверными.

Как следует из материалов дела нет даты внесения подписи избирателя в подписной лист (не указан год) в подписях: лист 5, строки 6, 13,15; лист 6, строка 18; лист 7, строка 7; лист 11, строка 2; лист 12, строки 7 и8; лист 13, строки 1,2,6,9; лист 22, строки 13,14,15; лист 37, строка 8; лист41, строки 13,14,15,16; лист 42, строки 7,8,9,13,16; лист 23, строки 2,3,13,14; лист 25, строка 6; а всего в 38 подписях.

В соответствии с п.4 статьи 44 Федерального закона №121-ФЗ от 24 июня 1999 года "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в подписном листе в поддержку кандидата избиратель ставит свою подпись и дату ее внесения в подписном листе, где он указывает свою фамилию, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа и дату выдачи. Как следует из буквального текста  названной нормы Федерального закона возможность сокращения в указании даты внесения подписи избирателя в подписной лист не предусматривается.

В соответствии с подпунктом в) пункта 9 статьи 46 Федерального закона от 24 июня 1999 года №121-ФЗ недостоверными подписями в подписных листах считаются подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом данных. Следовательно, действия окружной избирательной комиссии по Чукотскому одномандатному избирательному округу №223, принявшей решение о выбраковке подписей избирателей, где допущены сокращения в дате внесения подписи в подписной лист, являются законными и обоснованными.

В подписях: на листе 16 - все 9 подписей; листе 17 - все 9 подписей; листе 18 - все 9 подписей; листе 19 - все 18 подписей; листе 20 - все 9 подписей; листе 46, строка 5; листе 50, строка 14; листе 45, строка 11; листе 39 строка 3; листе 35 - все 9 подписей; листе 21, строки 4 и 8; листе 23, строки 6,10,11,12; листе 25, строки 1,2; листе 26 - все 9 подписей; листе 32 - все 9 подписей, а всего в 93 подписях исправлена дата внесения подписи избирателя в подписной лист, в основном, число месяца.

Дулинова Л.С. не отрицает факта исправления дат, но считает такое исправление допустимым, так как по ее мнению подпункт ж) пункта 9 ст.46 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации " не требует письменного подтверждения исправления даты подписи избирателя.

Однако эти доводы заявителя не основаны на законе.

В соответствии с названной нормой Федерального Закона недостоверными подписями также считаются подписи избирателей с исправлениями в дате внесения подписи избирателем и лицами, удостоверяющими подписные листы, если это исправление специально не оговорено  соответственно избирателем, лицом, удостоверяющим подписные листы.

Как следует из материалов дела, даты внесения подписей избирателей в указанных выше случаях явно исправлены или дописана первая цифра двухзначного числа месяца, что наблюдается при визуальном осмотре и впоследствии эти выводы окружной избирательной комиссии подтверждаются почерковедческой экспертизой экспертно-криминалистического отделения УВД Чукотского автономного округа (т.1, л.д.64-66). Исправления и изменения в датах в установленном законом порядке не оговорены. Поэтому окружная избирательная комиссия по Чукотскому одномандатному избирательному округу правильно исключила эти подписи из числа достоверных.

Судом также тщательно проверены в судебном заседании остальные 126 подписей избирателей в поддержку кандидата Дулиновой Л.С., которые в результате проверки были признаны окружной избирательной комиссией недостоверными. В судебном заседании заявитель недостоверность этих подписей не опровергала. Основания признания подписей избирателей недостоверными согласно ведомости проверки подписных листов (т.1, л.д.40-46) полностью соответствуют требованиями п.9 ст.46 Федерального закона РФ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Поэтому требования Дулиновой Л.С. в жалобе о включении в подписные листы 136 подписей избирателей в поддержку кандидата, признанных в результате проверки недостоверными, не подлежат удовлетворению.

Так как заявитель не предоставила суду достоверных доказательств о внесении в подписи избирателей в ее поддержку как кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации  исправлений и дописок, выполненных избирательной комиссией, хотя ей неоднократно разъяснялись судом как при подготовке к судебному разбирательству, так и в судебном заседании обязанность в соответствии со ст.50 ГПК РФ предоставить суду доказательства в подтверждение своих требований суд находит, что Дулинова Л.С. не доказала факта нарушения окружной избирательной комиссией ее прав и свобод, а также то, что эти неправомерные действия совершила. Поэтому и в этой части требований жалоба Дулиновой Л.С. не подлежит удовлетворению.

Поскольку для регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатному избирательному округу №223 Дулиновой Л. С. требуется 590 подписей избирателей, а признано достоверными 417, признание судом дополнительно 5 указанных выше подписей достоверными не не повлекут за собой правовых последствий для решения вопроса о регистрации Дулиновой Л.С. кандидатом в депутаты. Поэтому нет оснований к отмене постановления окружной избирательной комиссии Чукотского автономного округа от 28.10.99 №15 "Об итогах проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, представленных кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации  по Чукотскому одномандатному избирательному округу №223 Дулиновой Л.С.".

Не находит суд оснований также и к отмене постановления окружной избирательной комиссии от 02.11.99 №22 "Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации  Дулиновой Любови Сергеевны".

Как следует из данного постановления Дулиновой Л.С. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации  в связи с недостаточным количеством представленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата, а также ненадлежащим оформлением документов.

Указанные в постановлении основания об отказе зарегистрировать кандидата полностью соответствуют требованиям подпунктов б) и в) п.6 ст.47 Федерального Закона №121-ФЗ.

Как следует из объяснений сторон, показаний свидетеля Маркина И.И., материалов дела при рассмотрении Контрольно-ревизионной службой при избирательной комиссии Чукотского автономного округа на своем заседании 27 октября 1999 года Первого финансового отчета о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации  (форма 23), иных представленных сведений о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата Дулиновой Л.С. установлено отсутствие и ненадлежащее оформление документов:
не представлен учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата (форма 7), сберегательным банком не заверен остаток средств на избирательном счете кандидата (п.6 ст.47 Федерального Закона №121-ФЗ), нарушение порядка расходования средств избирательного фонда (первичными документами подтверждено расходование собственных средств кандидатом минуя избирательный фонд кандидата в сумме 54 рубля (п.6 ст.47, п.8 ст.82 названного закона).

Суд изучил доводы Дулиновой Л.С. о том, что она не знала как правильно составить первый финансовый отчет и что окружная избирательная комиссия не оказала ей в этом помощь и находит эти доводы несостоятельными.

Предоставление первого финансового отчета кандидата при представлении избирательных документов для регистрации кандидатов предусмотрено подпунктом г) пункта 1 статьи 45 Федерального Закона РФ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

В соответствии с п.15.2 Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов избирательных объединений, избирательных блоков при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденной постановлением ЦИК РФ от 18 августа 1999 г. №9-53/3  установлено, что кандидат, представляет в окружную избирательную комиссию первый финансовый отчет, составленный по форме, приведенной в приложении 23, к которому прилагаются сведения согласно форме, приведенной в приложении 7 - одновременно со сдачей в соответствующую избирательную комиссию подписных листов и иных документов, необходимых для регистрации.

Как следует из материалов и не опровергается заявителем, 24 августа 1999 года Дулинова Л.С. получила в окружной избирательной комиссии Федеральный Закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и 22 сентября 1999 года номер специального счета Избирательной комиссии Чукотского автономного округа для внесения избирательного залога кандидат в депутаты, а также указанную выше Инструкцию, утвержденную постановлением ЦИК РФ от 18.08,99 №9/53-3.

В соответствии с п.16.1 названной Инструкции ответственность за нарушения формирования и использования средств избирательного фонда, несвоевременное представление отчетности по установленным настоящей Инструкцией формам и недостоверность данных, содержащихся в отчетах, несут лично кандидат, зарегистрированный кандидат и уполномоченные по финансовым вопросам избирательного объединения, избирательного блока.

Поэтому Дулинова Л.С. обязана была изучить Инструкцию и руководствоваться ею, строго выполнять предусмотренные ею требования. В суде же она не отрицает, что не представила вместе с первым финансовым отчетом учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата (форма 7) по тем основаниям, что считала это ненужным, по ее мнению, все и так явно из уже исправленной и представленной комиссии формы №23. Данный документ (форма 7) отчета и справка об остатке средств на избирательном счете кандидата представлен ею лишь в суд (т.2, л.д.91-93) в ходе судебного разбирательства.

Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" обязанность оказывать помощь кандидатам в составлении первых финансовых отчетов на избирательные комиссии субъектов Российской Федерации и на окружные избирательные комиссии (ст.ст.25, 26 закона) не возлагаются, правовая же помощь Дулиновой Л.С. избирательной комиссией Чукотского автономного округа с возложенной на нее функциями окружной комиссии оказана.

На основаниях изложенного постановление окружной избирательной комиссии от 02.11.99 №22 "Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Дулиновой Любови Сергеевны" законно и обоснованно, и у суда нет других законных оснований обязать окружную избирательную комиссию по Чукотскому одномандатному избирательному округу №223 зарегистрировать Дулинову Л.С. кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации .

Поэтому и в этой части жалоба Дулиновой Л.С. на неправомерные решения окружной избирательной комиссии удовлетворению не подлежит.

Не основаны на материалах дела доводы Дулиновой Л.С. о нарушении окружной избирательной комиссией требований п.6 ст.47 Федерального Закона №121-ФЗ об обязанности избирательной комиссии в течении суток с момента принятия решения об отказе зарегистрировать кандидата выдать кандидату копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа, в связи с чем она не имела возможности своевременно обжаловать это решение.

Как следует из объяснений представителей заинтересованного лица Солчатовой Л.Н., Яворовского Ю.В. - заместителя председателя избирательной комиссии Чукотского автономного округа, материалов дела (т.1, л.д.61-62; т.2, л.д.83) Дулиновой Л.С. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации решением избирательной комиссии от 02.11.99, копия постановления согласно журналу исходящей корреспонденции вручена Дулиновой Л.С. 03.11.99 (т.2 л.д.78 подлинник журнала обозрен в суде, копия соответствует подлиннику). Утверждение Дулиновой Л.С. о получении копии указанного постановления гораздо позже голословны. Она согласна с тем, что подпись в журнале о получении документа 03.11.99 выполнена ею.

Обосновывая свои доводы о нарушении окружной избирательной комиссией ее прав быть избранной депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации невыполнением требований пунктов 4, 5 и 6 ст.18 Федерального закона РФ №121-ФЗ Дулинова Л.С. пояснила, что 1 ноября 1999 года обратилась в окружную избирательную комиссию с заявлением о предоставлении ей возможности в присутствии комиссии переснять копии со своих подписных листов, чтобы иметь возможность убедиться в достоверности фактов, изложенных в протоколе проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, а также просила предоставить письменную справку о количестве избирателей в округе. Справку комиссия ей выдала, но в письменном виде не ответила на ее заявление о предоставлении подписных листов для снятие светокопий.

Однако указанные действия окружной избирательной комиссией не попадают под действие названных заявителем норм Закона.

Ее обращение в комиссию о снятии ксерокопий с подписных листов избирателей в поддержку кандидата не является обращением о нарушении законов в части, регулирующей подготовку и проведение выборов (п.4 ст.18 Закона). Дулинова не назвала фактов того, что избирательная комиссия Чукотского автономного округа не обеспечила информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, о кандидатах (п.5). В пункте 6 ст.18 названного Закона содержится разъяснение, что незаконное решение избирательной комиссии подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации или судом.

Из материалов дела видно (т.1 л.д.20), что Дулинова Л.С. действительно обращалась 1 ноября 1999 года в окружную избирательную комиссию с заявлением скопировать ее подписные листы. В судебном заседании Дулинова Л.С. не возражала, что это заявление обсуждалось на заседании комиссии, на котором она присутствовала, и ей было отказано в просьбе, т.е. Дулинова Л.С. надлежащим образом проинформирована о принятом решении. Направить ей письменный отказ по заявлению или копии данного решения комиссии Дулинова не просила. Отказ комиссии предоставить Дулиновой Л.С. подписные листы для ксерокопирования по мнению суда не препятствовал ее ознакомлению с подлинниками подписных листов и обращению в вышестоящую избирательную комиссию по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации  или в суд с жалобой по поводу количества признанных комиссией недостоверными подписей избирателей в поддержку кандидата, не нарушил ее избирательных прав.

С учетом того, что подписные листы оформлены крайне небрежно, основная часть листов заполнена практически не читаемыми данными, которые накладываются друг на друга, дописываются за пределами соответствующих граф, большое количество дат внесения подписей в подписные листы исправлены другими чернилами, о чем правильно указано в Протоколе об итогах проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, представленных кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Дулиновой Л.С., указанные недостатки при заполнении подписных листов в случае обжалования Дулиновой Л.С. указанного протокола не давали ей возможности ссылаться в подтверждение своих требований на ксерокопии этих подписных листов.

Кроме того, Дулинова Л.С. имела возможность выполнить такие копии до сдачи их в избирательную комиссию.

Поэтому суд считает правомерным отказ окружной избирательной комиссии по Чукотскому одномандатному избирательному округу №223 Дулиновой Л.С. предоставить подлинники подписных листов в поддержку кандидата со ссылкой на "Разъяснения некоторых вопросов применения статей 45, 47 и 64 Федерального Закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", утвержденные постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 25.09.99 №16/134-3" согласно которым представленные кандидатом в избирательную комиссию для регистрации  документы не могут быть отозваны.

Так как жалоба Дулиновой Л.С. на действия и решения избирательной комиссии Чукотского автономного округа, одновременно выполняющей функции окружной избирательной комиссии по Чукотскому одномандатному избирательному округу №223, необоснованна, она не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.191,197 ГПК РФ, суд
решил:

Отказать Дулиновой Любови Сергеевне в жалобе:

- об отмене постановления окружной избирательной комиссии по Чукотскому одномандатному избирательному округу №223 от 28.10.99 №15 "Об итогах проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, предоставленных кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по Чукотскому одномандатному избирательному округу №223 Дулиновой Л.С." и включении в подписные листы 95 подписей избирателей;

- об отмене постановления окружной избирательной комиссии по Чукотскому одномандатному избирательному округу №223 от 02.11.99 №22 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Дулиновой Любови Сергеевны";

- об обвязывании окружной избирательной комиссии по Чукотскому одномандатному избирательному округу №223 зарегистрировать Дулинову Л.С. в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва;

а также о признании незаконными действия Избирательной комиссии Чукотского автономного округа (окружной избирательной комиссии по Чукотскому одномандатному избирательному округу №223), выразившихся:

- в неизвещении о времени проведения жеребьевки и проверки подписных листов;

- в проведении сплошной, а не выборочной проверке подписных листов;

- в несвоевременном извещении о принятии окружной избирательной комиссией решения об отказе в регистрации Дулиновой Л.С. кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва;

- в отказе выдать Дулиновой Л.С. подлинники подписных листов для снятия светокопий и письменной оформлении этого отказа;

- в неверном представлении Дулиновой Л.С. сведений о количестве избирателей;

- во внесении комиссией исправлений и дописок в подписные листы.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд РФ в течении 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалобы или принесения протеста через суд Чукотского автономного округа.

Председательствующий                (подпись)            Красильникова Р.В.
Народные заседатели                    (подпись)            Горбачева Л.Е.
                                                           (подпись)            Ромашкина С.Б.

Копия верна.
Судья                  (подпись, печать)                            Красильникова Р.В.