Назад   2 июня 1999 года

г.Певек

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Чаунский районный суд Чукотского автономного округа

В составе председательствующего     Ватенева А.А..
с участием прокурора                            Карликановой Р.В.
при секретаре                                          Парамоновой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Певеке

"2" июня 1999 г.

дело по заявлению прокурора Чаунского района о признании решения Совета депутатов муниципального образования (МО) Чаунский район №15 от 06.04.99 г. "Об утверждении участковых избирательных комиссий" - недействительным, 

установил:

Прокурор Чаунского района Карликанова Р.В. обратилась в суд с заявлением о признании решения Совета дпутатов МО №15 от 06.04.99 г. "Об утверждении участковых избирательных комиссий"- недействительными

Свое заявление прокурор обосновал тем, что на заседании  Совета депутатов МО присутствовало 6 депутатов: Фейлер, Астафьева, Часовский, Милинский, Казначеев, Яцишин и решение было принято - единогласно.

Как следует из п.2 ст.15 ФЕЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" численный состав представительного органа местного самоуправления определяется Уставом МО. По состоянию на 06.04.99г. Устав МО опубликован не был, согласно справки главного редактора МУ РИД "Полярная звезда" Логинова.

Устав МО был опубликован только 24.04.99г.  Численный состав Совета депутатов МО, на момент избрания его был определен в соответствии с п.2 ст.4 ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" в количестве 10 депутатов, которые были избраны на территории Чаунского района в мае 1997 года путем всеобщего равного и прямого.

Депутатами были избраны; Белинский. Милинский, Фейлер, Астафьев, Часовский, Яцишин, Казначеев, Курц, Левина, Сизов.

Этот численный состав определен и ч.2 ст.11 действующего в настоящее время Устава МО.

Таким образом численность Совета депутатов МО - 10 человек.

Как следует из п.3 ст.18 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" полномочия депутатов начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы выборного органа местного самоуправления нового состава. Пир этом ч.1 п. "в" и "ж" ст.8 Закона ЧАО "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в ЧАО" (№42-оз от 28.11.97), предусмотрено досрочное прекращение полномочий депутатов в случае выезда его за пределы МО на постоянное место жительства и смерти депутата.

При согласно части 2 ст.3 этого же Закона ЧАО решения о прекращении полномочий депутата принимаются на заседании представительного органа местного самоуправления.

Полномочия депутата в этих случаях прекращаются со дня, определяемого решением представительного органа.

Однако никаких решений о досрочном прекращении депутатских полномочий кого-либо из избранных депутатов Совет не принимал.

Поэтому правомочность для принятия решений должна учитываться из численного состава Совета в 10 депутатов.

Совет депутатов Решением №11 от 17.03.99 утвердил Регламент работы Совета депутатов.

Согласно п.1 главы 2 Регламента "при обсуждении общеобязательных правил, бюджетных вопросов, вопросов, затрагивающих права и свободы физических лиц, решение должно быть принято не менее 2/3 голосов от избранного числа депутатов."

Согласно ст.32 Конституции РФ , граждане имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это же предусмотрено и ст.4 закона ЧАО "О выборах главы МО в ЧАО" и ст.7 закона ЧАО "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в ЧАО".

Помимо этого, данные нормы законов ЧАО предусматривают и права граждан МО в участии проводимых законными методами иных избирательных действий, то есть в соответствии со ст.14 закона ЧАО "О выборах главы МО в ЧАО" и ст.22 Закона ЧАО "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в ЧАО" - имеют право участвовать в формировании участковых избирательных комиссий.

С учетом данных обстоятельств для принятия решения №15 от 06.04.99 "Об утверждении участковых избирательных комиссий." - необходимо было участие 7 депутатов от 10 избранных, исходя из 2/3 (10:3*2=6,7 около 7), т.е. данное решение было принято с нарушением численного состава и поэтому подлежит отмене.

На этом основании прокурор просит:

- Решение Совета депутатов МО Чаунский район №15 от 06.04.99г. "Об утверждении участковых избирательных комиссий" - признать противоречащим закону и не порождающим правовых последствий.

В судебном заседании прокурор Чаунского района, Карликанова Р. В. свое заявление поддержала и дополнила требованием - об отмене проведения выборов, назначенных на 06.06.00г.

Прокурор пояснил, что Решение Совета депутатов МО №15 было принято с нарушением кворума, так как на тот момент уже действовал Регламент работы Совета, согласно которого кворум составлял 7 человек. Решение о досрочном прекращении полномочий Левиной не принималось Советом депутатов МО. В связи с этим решение нужно было принимать из состав 10 человек, а из протокола следует, что принималось решение 6 депутатами.

Поэтому состав участковых избирательных комиссий утвержден незаконно и в связи с этим прокурор просит признать решение №15 Совета депутатов МО - противоречащим закону, не порождающих прававых последствий и отменить выборы, назначенные на 06.06.99г.

Представитель Совета депутатов МО Чаунский район, председатель Совета депутатов Фейлер В.А., требования прокурора признал, согласился, что решение №15 было принято с нарушением кворума.

Представитель Совета депутатов пояснил, что они не знали, что нужно было принимать решение о досрочном прекращении полномочий депутатов, поэтому они считали - раз Левина выехала в ЦРС, то автоматически ее полномочия прекращаются. Исходя из этого они считали кворум 6 человек (9:3*2=6 человек). Фейлер также пояснил, что Регламент работы Совета депутатов был принят 17.03.99г.

Заслушав  объяснения прокурора района, представителя Совета депутатов МО, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление прокурора подлежит  удовлетворению, решение Совета депутатов МО №15 признать противоречащим закону, не порождающим правовых последствий и отменить выборы назначенные на 06.06.99г.

Согласно ст.34 ГПК РФ "Ответчик вправе признать иск"

Суд принимает признание представителя Совета депутатов по заявлению прокурора, о том что решение Совета №15 вынесено с нарушением кворума и поэтому незаконно и подлежит отмене, так как это не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые интересы других лиц.

Помимо признания требований прокурора представителем Совета депутатов МО, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим причинам.

Совет депутатов решением №15 от 06.04.99 утвердил участковые избирательные комиссии.

Согласно протокола заседания от 06.04.99 на заседании присутствовало 6 депутатов: Фейлер, Астафьева, Часовской, Милинский, Казначеев, Яцишин. Решение было принято единогласно. Таким образом решение №15 было принято 6 депутатами.

Согласно протоколов избирательной комиссии Чаунского района депутатами были избраны
- Милинский Л.И. - протокол от 28.05.97
- Левина О.И.  - протокол от 28.05.97
- Казначеев В.В. - протокол от 28.05.97
- Сизов М.Е. - протокол от 28.05.97
-Часовской В.П. - протокол от 28.05.97
- Астафьева Е.Л. - протокол от 28.05.97
- Белинский В.В. - протокол от 28.05.97
- Фейлер В.А. - протокол от 12.08.97
- Яцишин В.Н. - протокол от 12.08.97
-Курц О.А. - протокол от 12.08.97

Всего 10 депутатов. Что соответствует численному составу представительного органа определенного п.2 ст.4 ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" - 10 депутатов.

Совет депутатов МО решением №11 от 17.03.99 утвердил Регламент Совета депутатов, где в п.1 главы 2 предусмотрел, что при обсуждении общеобязательных правил, бюджетных вопросов, вопросов, затрагивающих права и свободы физических лиц, решение должно быть принято не менее 2/3 голосов от избранного числа депутатов, то есть - 7 депутатами (10:3*2=6,7 около 7)".

Как суд установил  решение №15 принималось 6 депутатами и 06.04.99, когда Регламент уже действовал, так как он был принят 17.03.99

Согласно п.3 ст.18 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" полномочия  депутатов начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы выборного органа местного самоуправления нового состава.

В соответствии с ч.1 п. "в" и "ж" ст.3 Закона ЧАО " О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в ЧАО" полномочия депутата подлежат досрочному прекращению в случае выезда его за пределы МО на постоянное место жительства и смерти депутата.

Согласно ч.2 этого же закона ЧАО, решение о прекращении полномочий депутата принимаются на заседании представительного органа местного самоуправления.

Полномочия депутата прекращаются со дня определяемого решением представительного округа.

В соответствии со справкой Совета депутатов №13-99 от 01.06.99 решение о выводе из Совета депутатов по поводу Курц и Левиной и следовательно о прекращении полномочий не принималось.

Таким образом суд установил, что численность Совета депутатов на 06.04.99, день принятия решения №15, составляла 10 депутатов. Это признал и представитель Совета депутатов в судебном заседании.

Суд установил, что решение №15 было принято Советом депутатов МО Чаунский район с нарушением кворума, а следовательно оно незаконно как противоречащее законодательству.

На основании изложенного суд считает, что заявление прокурора о признании решения Совета депутатов МО Чаунский район №15 от 06.04.99 "Об утверждении участковых избирательных комиссиях" подлежит удовлетворению в полном объеме.

Суд считает, что данное решение суда подлежит к немедленному исполнению в соответствии с п.3 ст.211 ГПК РФ, так как суд в судебном заседании 02.06.99 признал данное решение незаконным и не порождающим правовых последствий и как следствие этого отмену дня выборов назначенных на 06.06.99.

Суд учитывает, что если ждать 10 дней, как установлено законодательством, пока решение вступит в законную силу, то выборы будут проведены и затрачены финансовые средства из бюджета на проведение этой кампании, которая в дальнейшем будет отменена, так как суд уже установил, что участковые избирательные комиссии назначены незаконно.

При таких обстоятельствах дела, учитывая что замедление исполнения решения приведет к значительному ущербу в бюджете МО, а само исполнение требования об отмене выборов уже станет не возможным, так как они уже пройдут, суд считает, что данное решение подлежит немедленному исполнению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 14, 50, 191-197 п.3 ст.211 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Чаунского района Чукотского автономного округа о признании решения Совета депутатов муниципального образования Чаунский район №15 от 06.04.99 "Об утверждении участковых избирательных комиссий" противоречащим закону и не порождающим правовых последствий, а вследствие этого - об отмене выборов Главы муниципального образования Чаунский район, депутатов представительного органа Чаунского района, назначенных на 06.06.99 - удовлетворить.

Признать решение Совета депутатов муниципального образования Чаунский район №15 от 06.04.99 "Об утверждении участковых избирательных комиссий" противоречащим закону и не порождающим правовых последствий.

Отменить проведение выборов Главы муниципального образования Чаунский район, депутатов представительного органа Чаунского района, назначенных на 06.06.99.

Решение в полном объеме подлежит к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Чукотский окружной суд через Чаунский районный суд в течении 10 дней.

Судья     Батенев А.А.