Назад   17 декабря 1996 года

г.Анадырь

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

Анадырский городской суд Чукотского автономного округа

председательствующий       Журавлева Т.Г.
народные заседатели           Сокольская Л.И., 
                                                  Шабанова В.И.
при секретаре                        Юдиной О.Н.
с участием прокурора           Скляровой Е.В.

17 декабря 1996 года

Дело по жалобе Етылина В.М., Поводыря А.И., Попова А.И. о признании незаконным Постановление Избирательной комиссии "О проведении досрочных выборов труднодоступных и отдаленных районах на территории Чукотского автономного округа", как нарушающего права избирателей и их, как кандидатов на должность Главы администрации Чукотского автономного округа,

установил:

Етылин В.М., Поводырь С.А., Попов А.И. являются кандидатами на должность Главы администрации округа.

09.12.96 года Етылин В.М., Поводырь С.А., Попов А.И. обратились в суд с жалобой на действия Избирательной комиссии Чукотского автономного округа.

В обосновании жалобы они указали, что 5 декабря 1996 года из публикации в газете "Крайний Север" от 5 декабря 1996 года они узнали о том, что Избирательная комиссия Чукотского автономного округа 29.11.96 года приняла Постановление, в котором разрешено досрочное голосование с 07 по 21 декабря 1996 года в половине населенных пунктов Чукотки.

Указанное Постановление о проведении досрочного голосования считают заявители нарушает их права как избирателей, проживающих в названных в Постановлении населенных пунктах, так и их права, как кандидатов, предусматривающие равенство условий в предвыборной агитации.

В законодательных актах Российской Федерации и Чукотского автономного округа (ст.41) основанием проведения досрочных выборов являются конкретные обстоятельства, однако, по мнению заявителей Избирательная комиссия отнесла в разряд труднодоступных половину населенных пунктов Чукотки, где имеются свои органы власти, системы радио и телефонной связи, созданы самостоятельные Избирательные комиссии и участки.

Постановление "О разрешении досрочного голосования в труднодоступных и отдаленных районах Чукотки на территории автономного округа" ограничивает их возможности, как кандидатов, при проведении предвыборной агитации, так как согласно графику, утвержденному Избирательной комиссией Чукотского автономного округа, выступления Попова А.И. и Етылина В.М. предусмотрено 18 декабря 1996 года, т.е. они, как кандидаты, будут рассказывать о своих программах для значительной части электората, после того, как те примут участие в голосовании, т.е. кандидаты поставлены в неравные условия.

Просят признать незаконным Постановление о досрочных выборах, которое нарушает права избирателей в части соблюдения Закона о порядке голосования, и, которое ущемляет их права, как кандидатов на должность Главы администрации округа в предвыборной агитации.

В судебное заседание ни сам заявитель Поводырь С.А., ни его доверенное лицо не явились.

Заявитель Етылин В.М. в судебном заседании поддержал свое требование, указав доводы, изложенные в жалобе, и дополнил, что ст. 41 Закона Чукотского автономного округа о выборах Главы администрации округа, предусмотрев возможность досрочного голосования, и изложив изначально возможность расширения понятия отдаленности и труднодоступности, по сравнению со ст. 10 Федерального Закона "0 гарантиях прав избирателей", вместе с тем не указывает на возможность голосования без соблюдения предусмотренного законом порядка голосования в части соблюдения требований об оповещении избирателей не менее , чем за 20 дней до дня, его проведения ,о месте и времени голосования.

Опубликование 5 декабря 1996 года Постановление о начале досрочных выборов с 7 декабря 1996 года лишило Избирательные комиссии возможности качественно организовать работу по выборам, а его, как кандидата, решить вопрос о направлении наблюдателей.

Кроме того, Постановление о досрочных выборах сделало бессмысленными его поездки, согласно графику по районам и селам, в которых разрешены досрочные выборы. Данный график был направлен им в Избирательную комиссию Чукотского автономного округа 12 ноября 1996 года и поездки предусматривались вплоть до 21 декабря 1996 года.

Кроме того, им подавались заявки на выступления с предвыборное агитацией по радио и телевидению. График, утвержденный избирательной комиссией, предусматривает его выступления на радио 18 декабря 1996 года. Однако и это выступление, прозвучит уже после того, как часть населения уже проголосует. Отсутствие возможности пообщаться с земляками, как в результате поездок, так и с помощью радио является для него существенным, при осуществлении предвыборной агитации.

Доверенное лицо кандидата Етылина - Рига И.Г. в поддержку своего доверителя дополнил, что Постановлением от 29.11.96 года к категории труднодоступных отнесены 30 сел и поселков из 64 населенных пунктов, расположенных на Чукотке, а это около 15% населения Чукотки

Приняв Постановление о досрочном голосовании Избирательная комиссия лишила избирателей гарантированной законом возможности быть осведомленными о месте и времени проведения голосования не менее ,чем за 20 дней ,т.е. нарушена ст. 41 Закона о выборах Главы администрации Чукотского округа.

Кроме того, комиссия проигнорировала ею же самой составленный график проведения кандидатами предвыборных, теле и радиовыступлений. Выступления Етылина В.М. в теле и радиоэфире, предусмотрены 12 и18 декабря 1996 года, т.е. фактически после начала досрочного голосования начавшегося 07 декабря 1996 года.

Кроме того, запланированные Етылином поездки по округу до 21.12.1996 года включительно по графику, который представлен Етылином в Избирательную комиссию 12 ноября 1996 года, практически становятся бессмысленными. Своим Постановлением Избирательная комиссия ущемила интересы кандидатов, лишенных возможности донести свои программы до избирателей, а также интересы и избирателей, которые лишены были возможности ознакомиться с программами кандидатов, в частности, Етылина и Попова.

Представитель заявителя Попова А.И. - Петрунин в судебном заседании поддержал требование о признании незаконным Постановление о разрешении досрочного голосования в труднодоступных и отдаленных районах на территории Чукотского автономного округа, указав доводы аналогичные доводам Етылина В.М. и Риги И.Г.

Представитель Избирательной комиссии Устинова Л. с требованиями заявителей не согласилась полностью, заявив, что принятие постановления Избирательной Комиссией о проведении досрочных выборов является законным и обоснованным.

Думой Чукотского автономного округа принят Закон «0 выборах Главы администрации Чукотского автономного округа, где предусмотрена возможность досрочного голосования.

Данный Закон принят в соответствии с Конституцией и в соответствии с Федеральным Законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации, где также предусмотрена возможность досрочного голосования".

Постановление №150 от 29.11.96 года " 0 разрешении досрочного голосования в труднодоступных и отдаленных районах на территории Чукотского автономного округа " принято на основание указанного Закона, а принятие данного постановления вызвано рядом объективных причин, связанными с климатическими условиями территориальной отдаленностью перечисленных в постановлении населенных пунктах, отсутствие стабильного транспортного сообщения. Постановление о разрешении досрочного голосования Комиссия приняла на основании заявлений территориальных и участковых избирательных комиссий.

Согласно ст. 44 Закона «0 выборах Главы администрации округа» Избирательная комиссия округа обязана в общей сложности не позднее, чем через 17 дней определить результаты выборов и их опубликовать. Эти данные должны быть на основание подлинных протоколов территориальных избирательных комиссий. Соблюдение, данных сроков также было одной из причин принятия решения о досрочном голосовании.

Кроме того, разрешение о проведении досрочных выборов, по заявлению представителя ОИК не означает переноса дня выборов на конкретном избирательном участке. Так, во многих указанных в Постановлении населенных пунктах, решили отказаться от досрочных выборов, т.к. нет необходимости проводить досрочные выборы, и в данный момент голосование будет проводиться в установленный срок 22 декабря 1996 года.

Оспариваемое Постановление от 29 ноября 1996 года о разрешении досрочного голосования опубликовано в газете от 5 декабря 1996 года, и в этом не может усматриваться нарушения.

Что касается вопроса ущемления прав кандидатов на предвыборную агитацию, то деньги на предвыборную агитацию всем кандидатам выделяли по их заявлениям, выступления кандидатов в теле и радиоэфире согласовывались с ними, и на основании их заявок были утверждены графики, что касается Етылина, то по сравнению с другими кандидатами, ему предоставлено даже больше бесплатного эфирного времени. А включение его выступления в график телевидение и радио на 12 и 18 декабря 1996 года в количестве 10 минут являться существенным ущемлением его прав :в предвыборной агитационной борьбе не может.

Что касается выступления Попова А.И., то даты утвержденные решением комиссии и опубликованные, согласованы с Поповым и возражений не было.

Что касается заявления о нарушении прав избирателей, то полагает, что права избирателей в данном случае при разрешении досрочного голосования не ущемлены, т.к. о дате выборов 22 декабря всему населению Чукотки давно известно.

Комиссия в своей деятельности руководствуется принятым Думой Чукотского автономного округа Законом "Об Избирательной комиссии Чукотского автономного округа». Каких -либо нарушений в своей деятельности комиссия не находит, а Постановление №150 от 29 ноября 1996 года "0 разрешении проведения досрочных выборов в труднодоступных и отдаленных районах на территории Чукотского автономного округа", как не противоречащее закону просит оставить в силе.

Выслушав объяснения сторон, допросив свидетеля Щмелеву, заслушав заключение прокурора полагавшей, что жалоба не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему

В соответствии со ст. 239I ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с жалобой, если считает, что неправомерными действиями государственного органа общественной организации или должностного лица нарушены его права и свободы. Возможность судебного обжалования нарушений избирательных прав граждан Российской Федерации закреплена ч. 1 ст. 16 Закона РФ" Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации ст. 17 Закона об Избирательной комиссии Чукотского автономного округа.

Закона о выборах Главы администрации Чукотского округа. Как установлено судом и следует из материалов дела, поводом для обращения заявителей в суд с жалобой, послужило несоблюдение Избирательной комиссией законодательства о выборах в части касающейся подготовки к выборам Главы администрации Чукотского округа.

В частности несоблюдение комиссией требований закона в период проведения предвыборной компании повлекло нарушение их гражданских прав и свобод, которыми они наделены, как кандидаты, а также нарушение избирательных прав граждан -жителей Чукотского автономного округа.

Принятием Постановления № 150 от 29.11.96 года о проведении досрочных выборов в ряде населенных пунктов Чукотского округа нарушены их права на проведение предвыборной агитации и права избирателей округа на ознакомление с предвыборной программой.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства, как непосредственно так и через своих представителей, имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органов местного самоуправления

Статьей 1 Закона "0 выборах Главы администрации Чукотского округа от 20 октября 1995 года с изменениями и дополнениями на 5 декабря 1996 года установлено, что законодательство о выборах Главы администрации округа составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», другие федеральные законы, устав Чукотского автономного округа и Закон "0 выборах Главы администрации Чукотского округа.

Согласно ст. 1 Закона Об Избирательной комиссии Чукотского автономного округа от 19.10.95 года Избирательная комиссия автономного округа в целях реализации и защиты избирательных прав граждан в Чукотском автономном округе ...осуществляет подготовку проведения на территории автономного округа выборов государственной власти Чукотского автономного округа в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Об основных гарантиях прав граждан Российской Федерации, законами автономного округа, т.е. Избирательная комиссия является основным организационным органом в обеспечении выборов.

Полномочия и организация деятельности комиссии установлена вышеназванным законом.

Вместе с тем, обязательным для исполнения Избирательными комиссиями в части, касающейся их деятельности, а также в части обеспечения ими избирательных прав граждан является Федеральный закон «Об основных гарантиях Избирательных прав граждан», который является основополагающим для всех Избирательных Законов Как, указала комиссия Устинова необходимость проведения досрочных выборов была обусловлена объективными причинами, регионального характера, климатические условия, отдаленность, труднодоступность отдельных населенных пунктов, отсутствие стабильного транспортного сообщения, радиотелесвязи, а также опыт нарушений имевших место при проведении предыдущих выборов, привели к необходимости принятия решения о досрочных выборах. Данное решение принято в пределах полномочий, предоставленных ОИК законом.

Оценив все вышеизложенные ,суд не подвергает сомнению полномочия ОИК в принятии решения о проведении досрочных выборов, том числе и в селах, и поселках где имеются органы власти и организованы, и действуют участковые избирательные комиссии

Вместе с тем, оценивая соответствие требованиям действующего законодательства о выборах, решение ОИК о проведении досрочных выборов в ряде населенных пунктов Чукотки, суд приходит к выводу, что при издании и опубликовании данного Постановления Окружная Избирательная комиссия нарушила отдельные положения этого законодательства, регламентирующие предоставление о обеспечение гражданам их избирательных прав.

Как указывает представитель ОИК, необходимость организации проведения досрочных выборов в отдельных населенных пунктах, вызвана необходимостью и была изначально Окружной Избирательной комиссией известна. В связи с этим Избирательная комиссия обязана была, так организовать работу с участковыми Избирательными комиссиями, в такие сроки и так, чтобы полностью исключить возможность какого бы, то не было нарушения избирательных прав граждан, как кандидатов в депутаты, так и избирателей.

Устанавливая конкретные сроки проведения тех или иных мероприятий, связанных с выборами Закон Чукотского автономного округа о выборах Главы. и Федеральный Закон о гарантиях ....не предусматривает каких -либо различий в их соблюдении, следовательно такие сроки должны соблюдаться и при проведении досрочных выборов, с тем чтобы обеспечить равные избирательные права граждан, как избирателей, так и кандидатов, вне зависимости от времени голосования.

Суд, также считает, что организация досрочных выборов была проведена Окружной Избирательной комиссией с нарушением ряда требований Законов регламентирующих сроки и порядок подготовки и проведения выборов.

Так, в соответствии со ст. 14 Закона РФ "Об обеспечении гарантий избирательных прав, с которым согласуется ст. 17 Закона «0 выборах администрации Чукотского автономного округа", деятельность Избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях Избирательной комиссии, вправе присутствовать кандидаты на должность Главы администрации, их доверенные лица.

Решения Избирательной комиссии публикуются в печати и передаются в иные средства массовой информации.

В день голосования с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до окончания оформления документов об итогах голосования на избирательном участке вправе присутствовать наблюдатели направленные кандидатами…

Постановление №150 о проведении досрочных выборов принято 29.11.96 года, а опубликовано 5 декабря 1996 года.

Как установлено судом на заседании Избирательной комиссии заявители Етылин и Попов не присутствовали, не присутствовали их доверенные лица, в связи с тем, что о начале досрочного голосования они узнали только из газеты от 5 декабря, организовать своих наблюдателей на выборах, которые начались с 7 декабря 1996 года, они не имели возможности, как усматривается из пояснений сторон и опубликованных графиков предоставления бесплатного эфирного времени на телевидении и радио, графики были разработаны на основании заявлений и по согласованию со всеми зарегистрированными кандидатами. Графики утверждены Постановлением от 26 ноября 1996 года, а с учетом внесенных изменений времени выхода В эфир график утвержден 03.12.96 года, а опубликован 7 декабря 1996 года.

Следовательно, на момент принятия постановления о досрочных выборах комиссии было известно о графике, предусматривающем выступление Етылина на телевидении 12 и 18 декабря, а Попова 18 декабря, т.е. уже фактически после начала досрочных выборов. Указанный график утвержден постановлением от 29.11.96 года. График предоставления бесплатного эфирного времени на радио утвержденный уже после принятия постановления о досрочных выборах усматривает выступления Етылина и Попова 18 декабря 1996 года. Указанные обстоятельства, свидетельствуют о том, что эфирное время по радио и телевидению было заведомо предоставлено в период после начала досрочного голосования, тем кандидатов возможности ведения ими своей предвыборной агитации в ряде населенных пунктов, а избирателей возможности ознакомиться с предвыборными программами кандидатов.

В соответствии со ст. 26 Закона РФ «О гарантиях…» и ст. Закона о выборах главы администрации Чукотского автономного округа, предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата и заканчивается в ноль часов по местному времени, накануне предшествующего дню выборов.

Не доведя своевременно до сведения кандидатов в депутаты постановления о досрочных выборах, что лишило последних возможности отправить своих наблюдателей в места проведения досрочного голосования, что является нарушением ст. 14 «Закона об основных гарантиях» и ст. 14, 17 Закона о выборах Главы администрации Чукотского округа.

Учитывая в совокупности все вышеприведенные обстоятельства суд считает, что Постановление Избирательной комиссии №150 от 29.11.96 года принято с нарушением, как Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан в Российской Федерации», так и Закона Чукотского автономного округа о выборах Главы администрации, которые регламентируют условия, сроки и порядок подготовки к выборам Главы администрации Чукотского автономного округа, данное постановление нарушает право заявителей на свободное проведение предвыборной агитации, гарантированное ст. 23 Закона «Об основных гарантиях ..." и ст. 7 Закона о. выборах Главы администрации Чукотского автономного округа.

Руководствуясь ст. 191 и 197 ГПК РФ ,суд

Решил:

Жалобу Етылина Владимира Михайловича, Поводыря Сергея Александровича, Попова Александра Ивановича удовлетворить.

Постановление Избирательной комиссии Чукотского автономного округа №150 от 29 ноября 1996 года «О разрешении досрочного голосования в труднодоступных и отдаленных районах на территории Чукотского автономного округа признать незаконным.

В соответствии со ст. 46 Конституции решение может быть обжаловано Чукотский окружной суд через Анадырский городской в течении 10 дней.

Председательствующий     Журавлева Т.Г.
Народные заседатели         Сокольская Л.И.
                                                Шабанова В.И.